Философия возникает вместе с рабовладельческим обществом. Ее соц.предпосылками выступают появление эксплуататорского класса, отделение умственного труда от физического, отделение города от деревни (в общем – смена образа жизни людей). Источниками формирования философии являются первоначальные наблюдения над природой и обществом; мифология – система образных фантастических представлений о мире, основанных на одушевлении природы; религия – система фантастических представлений, базирующихся на вере в Бога. В рабовладельческом обществе еще не существовало системы наук, общество располагало преднаукой с первоначальными зачатками математики, физики, химии, биологии и т.д. Особое положение в этой преднауке занимала философия, опиравшаяся на зачатки других наук.

Философские взгляды первоначально возникают в странах Древнего Востока – Вавилоне, Египте, Лидии, Персии. Однако наибольшее развитие и свою классическую форму они приобретают в Древней Греции и Риме (конец 7в. до н.э. – начало 6в. н.э.)

Пифагор (6в. до н.э.) – создатель первых матем.представлений и идеалистической философии, в которой он пытался использовать зачатки математики. По его мнению, в основе мира вещей и мира людей лежат числа и числовые соотношения.

Элеаты (6-5в. до н.э.) – Ксенофан, Парменид, Зенон рассматривали наглядный мир как мир чувств, который искажает действительный мир.

В 5-4в. до н.э. идеалистические взгляды были развиты Сократом и Платоном. Ядро учения Платона – о мире идей и мире вещей было связано с концепцией развития, согласно которой идеи (формы) воплощаются в пассивную, аморфную материю, благодаря чему возникают вещи различной сложности. Согласно Платону, человек – соединение смертного тела и бессмертной души, частицы мира идей.

Наиболее крупным философом древности был Аристотель (4в. до н.э.). Он колебался между материализмом и идеализмом, склоняясь больше к объективному идеализму. В главном своем труде «Метафизика», в противоположность Платону, Аристотель доказывал, что вещи состоят из материи и формы, которые неразрывно связаны. Однако он рассматривал материю как пассивное, а форму – как активное начало. «Вещь вещью делает форма».

Для идеалистов античности человек – это душа, которая является проявлением или частицей потусторонних непознаваемых духовных сил, предопределяющих судьбу человека. Земная, телесная жизнь – тень потусторонней «реальной» жизни.