В феодальном обществе главной формой осознания мира и самого себя стала религия. Период феодализма характеризуется безраздельным господством религии и церкви в духовной жизни общества. Материализм, как система философских взглядов, исчезает в Западной философии на тысячу лет. Средневековье знает только одну философию – религиозную. Это была своеобразная «проба истории» построить человеческое существование на идейных началах религии и идеализма.

Господствующее положение в философии феодализма занимала схоластика, которая рассматривала в качестве пути постижения Бога разум, логические рассуждения, а не мистическое созерцание и чувство. Характерной чертой схоластики была слепая вера в «авторитеты». Источники схоластики – учение Платона; идеи Аристотеля, из которых устранены все его материалистические взгляды; Библия.

Наиболее крупным идеологом схоластики был Фома Аквинский (1225-1274). Его основные труды – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». Развивая взгляды Аристотеля, Фома рассматривал Бога как «чистую форму», первопричину и конечную цель всего существующего. В его взглядах важное место занимает учение о божественном творении мира. Вещь – единство материи и формы; при этом материя – результат божественного творения. Вещи становятся вещами только благодаря форме.

Фома Аквинский делил все догматы веры на разумно постижимые человеком (бог существует, бог един, душа бессмертна) и разумно непостижимые, которые должны быть приняты человеком на веру, ибо они сверхразумны, недоступны человеч.разуму (сотворение мира, троичность бога). Характерно, что непостижимыми оказались такие догматы, в которых в наибольшей мере проявлялись противоречия понятия бога.

В противоположность античным оптимистическим представлениям о человеке как телесном земном существе, микрокосме, способном к познанию мира, теология и схоластика создали аскетическую концепцию греховного существа.

В Средневековье вызревает также и материалистическая тенденция, которая нашла свое первое выражение в концепции номинализма. Одним из крупнейших вопросов схоластики был вопрос о природе общих понятий, по которому были выдвинуты 2 осн.противоположные концепции. С точки зрения реализма (Фома Аквинский) общие понятия, или универсалии, существуют объективно, вне человеч.сознания и вне вещей. Универсалии есть только названия, даваемые нами сходным вещам.  Существовал также концептуализм, согласно которому универсалии – не только имена вещей, но и большие понятия, существующие лишь в человеческом сознании.