Более последовательный и развитый характер получает франц.материализм 18в., который представлен в трудах Ж.Ламетри, Д.Дидро, К.Гельвеция, П.Гольбаха. Они развили дальше концепцию материи как природы, бесконечной совокупности вещей (Бэкон). С их позиций материя обладает формами бытия: пространством, временем, движением. Они рассматривали движение как абсолютное, а покой как относительное, как момент движения. Материалисты 18в. открывают важный элемент диалектического мышления, правда, диалектики движения, а не развития.

Ламетри анонимно опубликовал труд «Человек-машина» (1748) - самое знаменитое из его сочинений. В работе он излагает свои взгляды: «Человек - настолько сложная машина, что невозможно сразу составить о нем ясное представление и суметь его определить»; «душа - всего лишь пустое слово, которому не соответствует никакого понятия и которым разумный человек должен пользоваться только для обозначения нашего мыслящего начала». Между человеком и животным он видел только количеств.различие: человек обладает большей степенью чувственности. «Не стоит мучиться из-за проблем теологии, поскольку нет достаточно убедительных доводов ни "за", ни "против"; тем не менее, мир не будет счастлив до тех пор, пока ни станет атеистическим, ведь тогда не будет теологических войн и борцов за религию».

В «Философских мыслях» Дидро выступает как против атеизма, так и против религии и церкви. Начиная с «Письма о слепых», философская позиция Дидро начинает меняться: порвав с идеализмом, он стал материалистом и атеистом. Нет никакого Бога, существует только мир – материя в движении. Дидро верил в разум, но не в его всемогущество. Поэтому необходимы сомнение и истинный скептицизм.

Самой известной работой Гельвеция стала работа «Об уме», направленная против основ феодального порядка, феодально-религиозной идеологии и католической церкви.

«Система природы» - главный труд Гольбаха, это синтез всех древних и новых доводов в пользу материалистического и атеистического объяснения действительности. Это философский гимн природе, понимаемой только в физическом смысле. Человек - творение природы, существует как часть природы и подчинен ее законам, от которых не может освободиться даже в мыслях. Нет и не может быть ничего за пределами природы. Различия между физическим человеком и человеком духовным нет. Человек является чисто физическим существом; духовное существо - всего лишь то же самое физическое существо, рассматриваемое с особой точки зрения. Теологические понятия представляют собой всего лишь пустые слова, призраки, искаженные больным воображением. Бессмысленно говорить о душе, отделенной от тела. Точно так же бессмысленно говорить о свободе человека: Человек не может быть свободным, любой его шаг необходимым образом управляется реальными или кажущимися преимуществами (или пользой, выгодой), которые он приписывает предметам, возбуждающим его страсти.

Гольбах О бессмертии души

«Когда мое тело движется, моя душа отнюдь не остается позади. Следовательно, душа имеет некоторое свойство, общее ей с телом и с материей вообще, поскольку она перемещается в пространстве вместе с телом. Таким образом, будучи целиком подчинена движениям тела, она оказалась бы без него мертвой и инертной».

Гольбах О нравственности атеиста

«Если атеист отрицает бытие божье, то он не может отрицать своего собственного бытия, а также бытия окружающих его и подобных ему существ; он не может сомневаться в отношениях, существующих между ними и им, в необходимости обязанностей, вытекающих из этих отношений, а следовательно, и в принципах нравственности».

Франц.материалисты определяли движение как способ существования материи. Оно понималось как трансформация, например, неорганической природы в органическую. Они создали яркую форму атеизма. В области общественно-политических взглядов франц.материалисты выступали как просветители. Они считали, что просвещение, критика феодализма, религии и схоластики приведут к созданию «царства разума».

Энгельс в работе «Людвиг Фейербах» выделил 3 недостатка франц.материализма, которые определяют его донаучный характер: механистический характер, т.е. сведение всех форм движения к чистой механике; метафизичность, неизменность, т.е. трансформация, но не развитие; незаконченность: это был материализм в объяснении природы, тогда как в объяснении общества философы оставались идеалистами.