В творчестве Канта (1724-1804) различают 2 периода: «докритический» и «критический». В первом Кант выступает как материалист и создает теорию возникновения Солнечной системы из первичной туманности, всецело опираясь при этом на материалистические представления теории Ньютона. Эта теория привела в движение развитие других наук – геологию, химию, биологию.

Во втором Кант выступает как субъективный идеалист и агностик. В основе философии Канта лежат 2 понятия: вещи-в-себе и вещи-для-нас. Вещь-в-себе – ноумен, сущность, объективное существование вещи. Но эта вещь остается для нас принципиально непознаваемой, трансцендентной. Мы же знаем вещь такой, какой она нам является – вещь-для-нас – феномен, субъективное выражение сущности вещи (цвета, запахи, вкусы). Переход явление-сущность (т.е. по сути познаваемость вещей) невозможен, т.к.: 1) существует ощущение-перегородка между человеком и миром (мир – комплекс наших ощущений, а не действит.реальность); 2) мир бесконечен, а человеч.опыт конечен.

Агностицизм Канта (3 довода).

1) Когда объективно существующие вещи действуют на наше сознание, оно изменяется в соответствии со своей природой. Т.е. мы знаем вещи не такими, какими они являются сами по себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании. (Ошибка Канта – представление о предмете и сознании как двух изолированных реальностях)

2) Второй довод связан с решением Канта проблемы ощущения. Человеческие ощущения – есть нечто «закрытое» и непроницаемое для свойств внешних вещей.

3) Ограниченность и конечность человеч.опыта.

С этих позиций и материализм, и идеализм – произвольные заключения о мире. Действительное мировоззрение принципиально невозможно.

3 крупнейших работы Канта: «Критика чистого разума», «Критика практич.разума», «Критика способности суждения».

В «Критике чистого разума» Кант пишет, что процесс познания проходит 3 ступени: созерцание, рассудок и разум.

1) на ступени созерцания хаос ощущений упорядочивается с помощью априорных (доопытных, субъективных) форм созерцания – пространства и времени. С помощью пространства и времени человек создает чувственную картину мира, не имеющую сходства с действительным миром.

2) на ступени рассудка чувственная картина мира подвергается новому упорядочиванию с помощью априорных форм мышления – единство, множество, реальность, ценность, отрицание, качество, количество. С помощью этих категорий мышление создает науку и ее законы, которые не принадлежат природе, а «приписаны» ей человеком.

3) Разум не создает ничего нового, он обобщает материал, полученный рассудком. Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей: космологической (идеей о внешнем мире), психологической (идеей о душе) и теологической (идеей о боге). В основе космологической идеи лежат 2 фактора: с одной стороны, человеч.природе, сознанию свойственно стремление знать сущность внешнего мира; с другой стороны, существует пропасть между нашими ощущениями и действит.миром. В результате действия этих противоположных факторов разум запутывается в неразрешимых противоречиях – антиномиях чистого разума. Кант выделил 4 антиномии:

мир конечен – мир бесконечен;

мир состоит из простых вещей – мир делим до бесконечности (сложный);

в мире все существует по необходимости – в мире есть свобода;

в мире есть абсолютно необходимое существо как часть или причина мира – в мире нет такого существа.

Значит познающий субъект заходит в тупик, но ведь он должен как-то действовать, совершать моральный выбор. Отсюда Кант критикует практич.разум (моральное поведение, выбор) (как человек может делать объективный правильный выбор, не имея объективного знания о мире?). Он обнаруживает категорический императив: «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства» (поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой).

Признание существования бога Кант считал нравственной потребностью человека; это существование доказать нельзя.