Первоначально Фейербах (1804-1872) был последователем Гегеля. Однако в 1839-1841гг. Фейербах порывает с философией Гегеля и переходит на позиции материализма. Фейербах рассматривает материю как бесконечную природу. Материя существует в своих формах бытия – пространстве, времени и движении. Человек – часть природы.

Фейербах называл свою философию антропологической, т.е. в центре философии находится человек. Однако человек трактовался им как чисто биологическое существо. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек, который, прежде всего — природа, тело, чувственность и потребности. Идеализм надлежит отвергнуть, ибо он упразднил конкретного человека. Теизм неприемлем, ибо не Бог творит человека, а человек создает Бога.

Религия как проблема проходит через все творчество Фейербаха. Как и Гегель, Фейербах принимает единство конечного и бесконечного. Однако это единство реализуется в человеке, а не в Боге и не в абсолютной идее. Религия не может быть отвергнута философией, её следует понять. Понять религию можно лишь тогда, когда будет понято: «То, что человек думает о Боге, — это осознание человеком самого себя». Свойства, приписываемые богу – разум, любовь, всемогущество – по сути человеч.качества. Истина религии — в отношении человека к своей сущности. Ложность ее в том, что эту сущность он уже воспринимает не как свою, но как чужую. Бог, следовательно, есть зеркало человека.

Итак, по Фейербаху, религия — это исключительно человеческий факт. Что человек думает, каковы его принципы, — таков его Бог. Отсюда вывод Фейербаха: скрытое ядро теологии есть антропология.

Таким образом, Фейербах вместо недоступного Бога создает иную божественность — человека.

Философия Фейербаха во многом была похожа на франц.материализм 18в. и обладала теми же осн.ограниченностями. Однако механицизм, как сведение всех форм движения к чистой механике, им оказался преодоленным. Подвергнув яркой критике идеализм Гегеля, Фейербах также упустил суть диалектического метода. Материализм Фейербаха остался материализмом «внизу», в объяснении природы,  когда «вверху», в объяснении общества по-прежнему сохранялся идеализм.