Экзистенциализм выступает как философия человеч.существования (экзистенции). Крупнейшим предшественником был датский философ С.Кьеркегор (1813-1858). Основы данной философии в России были заложены Н.А.Бердяевым и Л.И.Шестовым в начале 20в. Возникновение экзистенциализма связано с закономерным ростом обществ.интереса к проблемам человеч.существования, личности.

Центральная категория экзистенциализма – категория человеч.существования (экзистенции). Человеч.существование – это поток переживаний, не имеющий никакой рациональной организации, законов и смысла, т.е. экзистенция иррациональна. Экзистенциализм сводит человека – реальное материальное существо, обладающее сознанием, к духовной жизни, понятой к тому же как чисто иррациональный поток переживаний.

С позиций экзистенциализма важнейшим фактором человеч.существования является смерть. Например, если исчезновение предметов природы является их небытием, ничто, то смерть, как небытие человека, является в то же время существенной реальностью, бытием. Поэтому экзистенциализм включает своеобразное понимание диалектики бытия и небытия, жизни и смерти, где смысл жизни определяется движением к смерти, в отличие от научной философии, где смысл жизни заложен в самой жизни как противоположности смерти.

Истинная экзистенция обнаруживается человеком в критич.ситуациях, прежде всего ставящих человека перед перспективой смерти.

Ценным элементом философии экзистенциализма является представление о том, что человек, как личность, творит самого себя, обретает свою сущность, уже существуя.

Вместе с тем экзистенциализм совершает крупную ошибку, сводя человека к его духовной жизни, понимаемой сугубо иррационалистически. Экзистенциализм оказался неспособным дать оптимистическую трактовку человека и его будущего.