В начале 19в. возникает течение позитивизма, основанное О.Контом. Его последователями позднее были Спенсер, Милль, Льюис.

Позитивизм исходил из отрицания философии как самостоятельной формы знания. «Каждая наука сама себе философия». Если мир – целостная система, то исчерпывающее знание о мире дает система частных наук, не оставляющая никакого места для философии. Исходная ошибка позитивизма: мир рассматривается как механический агрегат частных областей, который не содержит никаких целостных, всеобщих свойств и законов, для познания которых нужна была бы наука о всеобщем – философия. [По сути, считали, что целое равно сумме частей; когда это не так] Поэтому позитивизм отвергал важнейшие вопросы философии, деление философии на материализм и идеализм.

Позитивизм исходил из утверждения, что последней реальностью, в существовании которой мы можем быть убеждены, являются ощущения; а для проверки того, существует ли что-нибудь за ощущениями, у нас просто нет средств. Таким образом, позитивизм полностью заимствовал логику субъективного идеализма, заявляя в то же время о том, что он стоит «выше материализма и идеализма». Отрицая философию, позитивизм всегда ставил на ее место какую-либо частную науку. Для Конта это были механика и математика.

Субъективный идеализм и механицизм – вот 2 главные отличительные черты классич.позитивизма.

В 1870е гг. возникает 2ая форма позитивизма – махизм, основателями которого были физик Мах и философ Авенариус.

В 1920е гг. после исчезновения махизма возникает неопозитивизм, основателями которого были Рассел, Витгенштейн, Карнап. Продолжая традиции позитивизма, неопозитивизм также отрицал ОВФ, деление философии на материализм и идеализм, но в сущности оставался в пределах субъективного идеализма. Утверждая, что человек не может выйти за рамки ощущений, неопозитивисты считали единственной реальностью, о которой мы имеем право говорить, это «капли опыта», в качестве которых выступают сложные совокупности ощущений.

В 1950е гг. после распада неопозитивизма возникает постпозитивизм, основателями которого были Кун, Поппер. Они развивали концепцию роста научных знаний, развития научных революций.

17. Неотомизм.

Неотомизм является крупнейшим течением совр.религиозной философии Запада, представителями которого в 20в. были Маритен и Жильсон. Неотомизм – попытка обновления философии Фомы Аквинского. Основное понятие неотомизма – понятие бога как бесконечного и абсолютного бытия. Бог – творец всего сущего, форма форм. При этом доказательства бытия бога полностью совпадают с доказательствами, сформулированными Фомой Аквинским еще в 13в. (космологическое и телеологическое).

Главные отличия неотомизма от томизма связаны с тенденцией модернизации философских взглядов Ф.Аквинского, попытками их согласования с данными совр.науки. Согласно томизму, религия дает абсолютную истину, а наука – относительную истину. Абсолютная истина, таким образом, выражена в Библии, под положения которой пытаются подогнать данные совр.космологии. Например, Большой Взрыв трактуется как акт сотворения мира; а библейские «дни творения» рассматриваются как этапы расширения Вселенной.