На вопрос: какие причины обусловили появление человека? – обычно дают ответ: человека создал труд. Этот ответ является далеко не полным и отражает марксистскую концепцию возникновения человека (трудовая концепция Маркса). Этот ответ парадоксален: способность к труду – важнейший признак человека и поэтому сказать, что человека создал труд – значит сказать, что человека создал человек…

В совр.науке широко распространено мнение о случайности появления человека в ходе биологич.эволюции, развитии природы. Однако утверждение о случайности человека по отношению к миру означает, что человек обладает случайным, несущественным содержанием, природой и, следовательно, природа мира для него оказывается непознаваемой, достоверное мировоззрение – невозможным. Концепция случайности человека приводит к заключению о бессодержательности и бессмысленности человеч.существования, ибо случайное и есть бессодержательное и, значит, бессмысленное.

С позиций научной философии возникновение человека вызвано 3мя группами причин: всеобщими, особенными и единичными.

К всеобщим факторам относится сущность бесконечного мира. Возможность и необходимость появления человека заложена в самой природе материи.

К особенным факторам относится эволюция биологич.формы материи, закономерно порождающая высшую форму жизни – мыслящее существо; труд – процесс взаимодействия человека с природой путем преобразования природных элементов, который осуществляется с помощью средств труда (прежде всего, орудий труда). Труд имеет коллективный характер и выступает основой формирования общества как сложного коллектива людей, объединенных соц.связями. Труд и коллективность обусловливают появление человеч.языка как средства общения между людьми, сохранения и передачи человеч.опыта. Труд, коллективность и язык обусловливают появление человеч.сознания (согласно Энгельсу).

К единичным факторам относятся локальные условия Земли, определившие специфич.черты земного человечества.

Сущность человека можно определить через его способ существования. Человек – это существо, которое производит само себя, свое бытие и сущность. Если все предшествующие формы материи существуют путем приспособления к окр.среде, то человек живет путем преобразования среды.

Человеч.сущность выражена в «сущностных свойствах»: труд – преобразовательная материальная деятельность человека, мысль – универсальная и неограниченная способность познания мира, общение – соц.связь с себе подобными; сознание; способности и потребности; коллективность и индивидуальность, свобода и ответственность. Развитие человеч.сущности происходит на основе ее внутр.противоречий между трудом и мыслью, трудом и формами общения, способностями и потребностями, коллективностью и индивидуальностью, свободой и ответственностью.

Человек – это соц.существо. Совокупность человеч.индивидов образует общество – сложноорганизованный коллектив людей, находящихся в соц.отношениях друг с другом.

Смысл человеч.существования. Научная философия показала, что смысл человеч.существования нельзя искать вне человеч.жизни – в природе, боге, идее и др. Смысл заложен в самом человеч.существовании. Смысл заложен в человеч.творчестве – труде и мысли, т.е. в матер.преобразовании мира и самого себя и в познании. Смысл существования состоит в углублении, движении человека в свою собственную бесконечную человеч.сущность.