Разл.философские концепции в разл.времена подходили к понятию сознания по-разному.

Религиозная философия считала, что сознание – это душа. Душа – частица Бога, т.е. у души божественная сущность. Однако не раскрывается сущность бога и следовательно сущность души, сознания.

Идеализм считал сознание первоосновой реального мира. Т.о., превращая сознание, духовное в самостоятельную и абсолютную сущность, идеализм делает невозможным научное объяснение сознания; поскольку в основе идеалистич. и религиозного объяснения мира и сознания лежит весьма древнее и упрощенное представление о том, что материя есть нечто неизменное, простое, а мысль и духовное – активное, сложное. Это убеждение с возникновением науки было отодвинуто в сторону.

Материализм прошлого считал, что сознание – это свойство человека как природного существа, возникающее в ходе развития природы и отражающее природу; сформулировал, в общем, верную идею производности, вторичности сознания по отношению к материи. Однако незавершенный и недиалектич.характер этого материализма не позволил создать научную философскую концепцию сознания.

С точки зрения психологии сознаниевысшая форма психич.деятельности, связанная с трудом и речью. Психика (инстинкты, ощущения, восприятия, представления, чувства и т.д.) есть широкое понятие, включающее как биопсихику – психику животных, так и психику человека. Психика человека сложнее, чем психика животных, связана с соц.образом жизни. Природной основой, базой психики выступает физиологич.деятельность животных и человека, высшим уровнем которой является высшая нервная деятельность.

Психика человека включает 1) биопсихику; 2) под-, бессознательное, которое отражает стихийные обществ. и природные процессы – процессы, которые порождаются человеч.деятельностью глубоко опосредованно, т.е. непосредственно не осознаются; 3) сознание. Сознание – единство чувств, разума и воли.

Чувства (свободы и ответственности, добра и гуманизма, дружбы и любви, патриотизма и т.д.) – отражение внешних сторон действительности.

Разум (интеллект, логическое, абстрактное мышление) – отражение внутр, сущностных сторон действительности.

Воля – императивная сторона сознания, побуждающая человека к деятельности.

Все 3 стороны взаимосвязаны и не существуют друг без друга. Чувства дают разуму первоначальный материал в виде ощущений, восприятий, оценки мира; разум обобщает информацию; воля обеспечивает переход между разумом и чувствами, приводит их в движение.

Но все-таки ведущую роль в системе сознания принадлежит разуму, т.к. он выявляет сущность вещей, событий.

В философской концепции сознание выступает как явление, вторичное, производное от материи. Абсолютным и независимым является лишь материя. Философское определение: Сознание высшая универсальная форма отражения материального мира, которая возникает в результате бесконечного развития материи и осуществляется (является свойством) наиболее высоко организованной материей – человеком. Высшая форма, потому что человек – предельно высшее матер.существо, вряд ли может что-то возникнуть сложнее человека. Универсальная форма, потому что человек обладает универсальным характером, всеми свойствами мира.