Происхождение сознания – это вопрос, который относится к компетенции целой системы наук: эволюционной биологии, физиологии и психологии. Философия выясняет наиболее общие стороны этого процесса.

Марксистская концепция возникновения сознания рассматривает его в качестве закономерного продукта развития материи, необходимость которого заложена в самой природе материи. Исследуя эту способность далее, научная философия ввела понятие отражения способность взаимодействующих субстратов воспроизводить свойства друг друга; всеобщее свойство материи, закономерным этапом развития которого является возникновение ощущений, становление психики и ее высшей формы – сознания. Философское понятие: отражение – глубокое сопоставление сущности человека и окр.мира, мыслящей материи и природы.

3 закономерности отражения:

1. Полнота отражения зависит от характера субстрата отражения. Чем сложнее, богаче содержанием является субстрат, тем шире диапазон свойств, которые он может воспроизвести.

2. Субстрат способен отобразить только те свойства, которые присущи ему самому.

3. Высшая форма материи способна воспроизводить качество низшей. Человек может понять химич, физич. и биологич.законы.

В развитии психики можно выделить 2 ступени: животная психика и психика человека. Если животная психика отображает внешние качества вещей, то сознание отображает не только явления, но и их сущность. Возникновение такой формы психики, главным для которой становится отображение существенных свойств, сущностей, законов, связано с производящим характером человеч.существования (трудом).  Сознание человека имеет не приспособительную, а производящую природу, ибо человеч.сознание – мысленное производство человеч.существования и человеч.сущности.

Материализм заключается в выведении сознания из предшествующих способов существования и развития форм материи. Включая в себя «опыт», итог бесконечной эволюции материи, сознание становится в реальное отношение к бесконечному миру самой своей внутр.природой. Являясь итогом бесконечного развития материи, сознание получает способность к бесконечному познанию, заложенную в природе сознания и реальном отношении сознания к бесконечному миру.