Сознание возникает в результате бесконечного развития материи и является свойством, функцией высокоорганизованной материи – человека. Связь сознания с человеком изучается рядом частных наук: психологией, физиологией, морфологией мозга и др. Философия выясняет наиболее общую сущность связи человека и его сознания.

Часто сознание определяют как свойство мозга. Однако мозг – это биологич.орган, а сознание – соц.явление; и поэтому утверждать, что оно есть свойство мозга, значит рассматривать качественно более сложное явление как свойство более простого, биологич.органа. Социальное не может быть свойством биологического.

Ленин: человек мыслит при помощи мозга. Мозг выступает в качестве непосредственного носителя мысли.

Важной проблемой психофизиологии является связь психики и мозга (сознания и материи).

В истории науки выдвигался ряд психофизиологических концепций.

1. Исторически более древними из них являются 2 противоположные концепции: тождества души и тела (психического и физиологического) и независимости души от тела. Концепция тождества в античной философии выражена в представлениях о материальности души (атомизм); душа и тело, по сути, имеют одинаковое строение (Демокрит: все состоит из атомов). Концепция независимости выражена в религиозных и идеалистич.взглядах; считали, что связи между душой и телом нет, они противоположны друг другу.

2. В 17-18в. возникла концепция психофизиологич.параллелизма: психика и физиология обладают самостоятельным, отличным друг от друга содержанием, однако они существуют одновременно.

3. Концепция психофизиологич.взаимодействия: психика и физиология обладают отличным друг от друга содержанием, взаимодействуют: психическое влияет на телесные процессы, телесные на психические.

4. Концепция психофизиологич.монизма говорит, что психическое и физиологическое – 2 стороны одного 3го начала, которое одни трактовали с позиций материализма, другие – с позиций идеализма. Однако это основание не нашли.

5. В материалистич.философии научная формула физиологич.основ психики была разработана отечественным физиологом И.М.Сеченовым, который рассматривал физиологич.явления как основу более сложных – психических.

6. Развернутое обоснование концепции физиологич.основ психики дал русский физиолог И.П.Павлов. Там, где раньше видели только психическую деятельность (большие полушария головного мозга), он обнаружил новую сложнейшую область чисто физиологических явлений – высшую нервную деятельность. Павлов считал, что психическое и физиологическое – это высший и низший уровни деятельности мозга.

Проблема связи между психикой и физиологией привела к возникновению психифизиологич.парадокса: Мозг имеет нейронное строение, причем нейроны практически одинаковы и их число ограниченно. Психика представлена бесконечным многообразием образов, понятий, ощущений, восприятий. Возникает вопрос: как на основе конечного числа однородных нейронов возникает бесконечное многообразие психич.образов? Откуда берется это многообразие в голове? Как однообразное становится многообразным?

В ходе научных изучений был сделан вывод, что бесконечное многообразие образов возникает не из деятельности мозга, а на основе бесконечного многообразия действий человека, его практич.деятельности.

В свете представлений совр.психологии, физиологии, научной философии в соотношении психического и физиологического можно выделить 3 осн.момента: 1) Возникая из физиологич.процессов и существуя на их основе, психическое находится в глубокой зависимости от физиологического, что является подтверждением идеи зависимости психического от материального мозга. 2) Являясь функцией мозга, психическое подчинено своим собственным законам. При этом специфич.законы психики зависят от физиологических, как законы высшего уровня зависят от законов низшего уровня. 3) Психика оказывает обратное влияние на физиологич.процессы, играет ведущую роль в поведении.