В научной философии существуют 2 осн.принципа: всеобщей связи и развития.

Развитиепроцесс, охватывающий весь взаимосвязанный мир как целое; т.е. все в мире развивается. Развитие понимается как возникновение качественно нового и рассматривается как никогда не возникавшее, вечное всеобщее свойство материи (т.к. если бы оно возникало, то это уже и было бы развитие).

Развитие – бесконечное движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Высшее – более сложное, чем низшее. Содержание – совокупность всех признаков предмета. Тогда сложное – более содержательное, обладающее большим многообразием, богатством содержания и одновременно единством признаков. Развитие – рост многообразия содержания, причем как количественно, так и качественно.

Основные концепции развития:

1. Циклические концепции характерны для античности. Развитие – круговорот, цикл; в развитии все повторяется. Они отмечали повторяемость, но игнорировали изменчивость.

2. Линейные концепции характерны для средневековья. Развитие – необратимые качеств.изменения. Они отмечали изменчивость, но игнорировали повторяемость, при появлении чего-то нового исключается простое.

3. Спиралевидные концепции характерны для научной философии. Они отмечают и повторяемость, и изменчивость. В развитии все повторяется, но на разных уровнях сложности. Отмечают разную направленность движения: прогресс и регресс – момент усложнения, прогресса, исчезновения старого во время появления нового.

Парадокс развития.

Сложное = простое + приращение сложности. Вопрос: откуда берется приращение сложности? Если оно происходит из простого, т.е. в простом содержится, значит простое и есть сложное, значит развития нет!

Варианты решения парадокса:

1. Концепция гилеморфизма (Платон, Фома Аквинский): возникновение новой сложности объясняется вхождением в материю разл.духовных форм, идей, которые являются частицами божественной сущности. При этом бог рассматривается как абсолютно неизменная сущность.

2. Концепция эмерджентности: сложность – результат соединения вещи с духом, посредством активности которого направляется ход событий, которое и является сложным. Но откуда сложность в духе?

3. Концепция холизма: сложность – результат соединения частей целого, результат целостности предмета.

4. Концепция Дарвина: сложное берется из среды. Но откуда в среде сложное, если она всегда проще, чем то, что в ней развивается.

Ошибки данных концепций в том, что они абсолютно противопоставляют простое и сложное, тогда как надо найти их связь, т.е Каким образом сложное содержится в простом?

5. Шаги решения Гегеля: 1) Признание того, что сложное приходит из простого, в нем содержится, но им не является; 2) Сложное содержится в простом как возможность.

Орлов: 3) Чтобы возможность стала действительностью, должна быть некоторая необходимость – это направленность развития. Высшее не существует в низшем в готовом виде, оно существует там потенциально, в виде направленности развития в сторону высшего.

Выводы: самоусложнение, возникновение нового – это фундаментальная, изначальная, коренная способность материи. Самопревращение простого в сложное – это коренной способ бытия материи, ее глубинная сущность. Материя – это реальность, непрерывно творящая себя в самой себе, она существует не как нечто застывшее, а в процессе перехода от простого к сложному.

31. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

«Всякое развитие происходит первоначально в форме количеств.изменений, которые закономерно приводят к коренным качеств.изменениям, в свою очередь обусловливающим новые количеств.изменения». Закон отображает закономерную связь основных форм развития – количественной и качественной.

Категории закона: качество, количество, свойства, отношения, мера, скачок.

Качество – внутр.специфическая определенность предмета; - целостная характеристика предмета. Предмет обладает одним качеством.

Свойство – выражение качества предмета в отношении к др.предмету; - множественная характеристика предмета. Предмет обладает множеством свойств.

Отношения – связь между предметами.

Количество – внешняя специфическая определенность предмета. Количество – внешняя определенность в том смысле, что оно не составляет еще самой сущности предмета, а является лишь ее выражением. Количество может меняться в широких пределах, а сущность предмета остается неизменной.

Мера – количеств.границы существования качества.

Скачок – переход от одной качественно-количеств.определенности к другой (переход количеств.изменений в качественные).