Категории – наиболее широкие понятия науки; - отображения объективной реальности.

1. Общее, особенное и единичное.

Общее – то, что свойственно классу предметов, явлений, процессов.

Единичное – присущее элементу класса.

Особенное – присущее элементу подкласса.

П:  Хим.элемент – общее понятие; водород, гелий – единичное; металлы и неметаллы – особенное.

Всеобщее – предельно общее, относящееся к бесконечному миру в целом. П: Деньги выступают в качестве всеобщей формы стоимости.

(мой П: человечество->русский->Вячеслав Корякин->философ)

Единичное имеет сложную структуру: оно включает в себя собственно единичное, индивидуальное, присущее только данному единичному, и общее, присущее всему классу данных единичных.

Реальный мирэто мир объективно существующих единичных вещей, несущих в себе общее. Общее выступает через единичное. Общее выступает как определяющее по отношению к каждому единичному; П: жизнь человечества важнее, чем жизнь конкретного человека.

2. Необходимость и случайность.

Необходимость – то, что должно быть, не может не быть.

Случайность – то, что может быть, а может и не быть.

Необходимые процессы представлены в массе единичных событий, каждое из которых может быть случайным по отношению к осн.необходимой последовательности процессов. Необходимое – это общее, а случайное – единичное. П: естеств.отбор – необходимость; выживание отд.вида – случайность.

Согласно материалистич.диалектике случайность – форма проявления и дополнение необходимости. Необходимость выступает как определяющее по отношению к случайности, необходимость проявляется в случайностях, существует только через нее. Важнейший аргумент в пользу первичности необходимости – существование упорядоченности, закономерности в мире. Мир, построенный на основе случайности, представлял бы собой хаос.

3. Явление и сущность.

Явлениевнешняя сторона действительности.

Сущностьвнутр.глубинная сторона действительности. Сущность – важнейшее, основное, необходимое в действительности, скрытое в явлении. П: Наиболее общая сущность человека – в производстве, творении своей собств.жизни путем преобразования природы.

Сущность выступает как определяющее понятие. Всякая сущность существует только в явлениях. Явление – внешнее выражение. Явление несет в себе сущность и некоторое свое специфич.содержание.

В процессе развития сущность остается более устойчивой, а явление – изменчивым.

4. Форма и содержание.

Содержание – это элементы, из которых состоит вещь.

Форма – совокупность связей между ними, организация или структура вещи.

Вещь в целом называется системой.

Содержание выступает как определяющее понятие, т.к. форма, структура – есть выражение природы элементов, ибо элементы вступают в связи друг с другом, образуя тем самым форму, структуру.

5. Возможность и действительность.

Действительность – то, что существует.

Возможность – тенденция, заложенная в действительности.

Различают реальную, абстрактную и формальную возможность. Реальная – та возможность, для которой имеются осн.условия превращения в действительность. Абстрактная – та возможность, для которой имеются лишь частичные предпосылки превращения в действительность. Формальная – маловероятная возможность, когда не существует никакого запрета на возникновение какого-либо события, но оно практически невозможно. Возможность превращается в действительность на основе необходимости.

Возможности заложены в действительности, производны от нее, подчинены действит.бытию. Бытие имеет сложную структуру: оно включает в себя собственно действительное, т.е. уже ставшее, и возможное – тенденции развития в будущее.

6. Причина и следствие.

Причина – то, что порождает следствие. Причина характеризуется 2мя признаками: временным – причина всегда предшествует следствию и содержательным – причина порождает следствие.

Причина входит в состав условий. Условия – все то, что делает возможным и необходимым появление опред.следствия. При этом причина определяет следствие, а другие условия играют необходимую, но второстепенную роль. В совокупности условий можной выделить пусковое условие – повод.

Существуют объективные и субъективные причины. Суб.причины связаны с человеч.сознанием – целями, взглядами и т.д. Об.причины – факторы, не зависящие от сознания людей.