Гносеология – учение о процессе познания мира.

Сущность процесса познания в разные времена разл.фил.концепциями понималась по-разному.

С позиций объективного идеализма мир – процесс познания, существующий сам по себе, вне и независимо от материи и познающих существ.

С позиций субъективного идеализма познание – процесс самопознания субъектом самого себя.

С позиций прошлого ненаучного материализма познание – процесс отражения объективного мира в человеч.сознании.

С позиций научного материализма познание – процесс отражения объективного мира в голове человека. Материализм сформулировал 4 принципа теории познания:

1) признание существования объективного мира, который познается человеком.

2) признание познаваемости мира для человека. Научный материализм убедительно опровергает разл.формы агностицизма.

3) признание диалектич.характера процесса познания.

4) признание общественно-историч.практики основой познания и критерием истины.

Центр.понятием гносеологии является понятие познания. Человек воспринимает предметы через органы чувств, т.е. посредством ощущений. Проблему ощущения и его отношения к объективному миру решил еще Фейербах. С его точки зрения, цвет, запах, вкус – это субъективное выражение объективных свойств вещей. Ленин дает более точное определение ощущения как субъективного образа объективного мира; ощущение выступает как образ вещи, ее свойств, воспроизводя эти свойства не в «чистом виде», а «с примесью» субъективного.

Научная философия: объективные свойства, качества, сущности вещей могут быть отражены сознанием не буквально, а с субъективной добавкой, применительно к природе человека, т.е. в субъективной форме. «Источник света и световые волны существуют независимо от человека и от человеч.сознания, цвет зависит от действия этих волн на сетчатку».

Научная философия определяет отношение знания, т.е. субъективного образа объективного мира в человеч.сознании, к самому объективному миру как отношение сходства. Содержание знания в опред.отношении тождественно, совпадает с миром и в то же время неточно, отлично от реального мира.

Процесс познания проходит 2 основные ступени: чувственную – живое созерцание и логическую – абстрактное мышление. Чувственное познание – отображение внешних сторон действительности, явления. Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.