В объяснении общества все философы до Маркса оставались идеалистами: они считали собственно человеческим в человеке его разумность, нравственность и т.д. (т.е. духовные и моральные качества), а на историю смотрели как на постепенное осуществление идей.

Идеалистич.понимание истории (ИПИ) основано на 3х идеях: 1) обществ.сознание определяет общественное бытие; 2) обществ.сознание определяет характер обществ.отношений (экономич.строй общества); 3) историю творят великие личности или вечный разум (великая личность – тот, у кого возникла великая идея).

Главный аргумент в пользу ИПИчеловеч.деятельность управляется мыслью, ибо все, что приводит людей в движение, должно пройти через их голову.

Главная причина ИПИ заключается в разделении труда на материальный и духовный и превращении последнего в привилегию господствующего класса (пролетариата), т.е. относительная самостоятельность продуктов мышления предстает как абсолютная.

Люди, руководствуясь в своей деятельности сознанием, ставят перед собой опред.цели и добиваются их осуществления, т.е. материальная деятельность становится средством осуществления намеченных целей.

Отсюда идеалисты делают вывод о первичности сознания и вторичности материи.