Те, кто осмелился говорить о природе как об исследованном уже предмете, – делали ли они это из самоуверенности или из тщеславия и привычки поучать – нанесли величайший ущерб философии и наукам. Те же, кто вступил на противоположный путь и утверждал, что решительно ничего нельзя познать, они отправлялись в своем мнении не от истинных начал и, увлекаемые вперед усердием и страстью, решительно превзошли меру. мы устанавливаем степени достоверности, рассматривая чувство в его собственных пределах и по большей части отбрасывая ту работу ума, которая следует за чувством, а затем открываем и прокладываем разуму новый и достоверный путь от самых восприятий чувств... В самом деле, если бы люди взялись за механические работы голыми руками, без помощи орудий, подобно тому как в делах разума они не колеблются приступать к работе почти лишь только с усилиями ума, то невелики были бы те вещи, которые они могли бы подвинуть и преодолеть, хотя бы они посвятили этому усердные и притом соединенные усилия.

Два понятия: разум и знание. Отрицает истинность разума (разум – порождение нашего ума, а знание истинно – оно наиболее превышено к природе). Считает, что предоставленный самому себе разум не имеет большой силы. Природа создана богом, и может быть побеждена только подчинением ей.  В действии человек не может ничего другого, как только соединять и разъединять тела природы.

Бэкон отрицал науку (все, что уже открыто, открыто благодаря случаю и опыту, а не науке) и логику (бесполезна для открытия знаний, служит укреплению и сохранению заблуждений). Бэкон заявляет, что из предвосхищений (т.е. познаний, применяемых в изучении природы) нельзя вывести правильное суждение, потому что оно поспешно и незрело.

Идолы и ложные понятия, которые уже пленили человеческий разум и глубоко в нем укрепились, так владеют умом людей, что затрудняют вход истине, но, если даже вход ей будет дозволен и предоставлен, они снова преградят путь при самом обновлении наук и будут ему препятствовать, если только люди, предостереженные, не вооружатся против них, насколько возможно.

Идолы рода - это ошибки, обусловленные наследственной природой человека, племени или рода. Ум человека – неровное зеркало, которое отражает вещи в искривленном виде. запутанность и заблуждения человеческого ума происходят от косности, несоответствия и обмана чувств, ибо то, что возбуждает чувства, предпочитается тому, что сразу чувств не возбуждает, хотя бы это последнее и было лучше.  Пример: орбиты вращающихся планет считаются некруговыми, что необоснованно.

Идолы пещеры - это заблуждения, свойственные отдельному человеку в силу субъективных симпатий, предпочтений, а также от воспитания или от авторитетов. В процессе жизнедеятельности человек общается с людьми, через общение перенимает чужие суждения. Люди любят или те частные науки и теории, в которые они вложили больше всего труда и к которым они больше всего привыкли.  Аналогия: у каждого человека есть пещера, которая ослабляет и искажает свет природы.

Идолы площади - это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей.  слова обращают свою силу против разума. Это сделало науки и философию софистическими и бездейственными. Большая же часть слов имеет своим источником обычное мнение. 2 рода: имена несуществующих вещей (судьба, перводвигатель) и плохо определенные имена существующих вещей (влажность).

Идолы театра (или теорий) - это ошибки, связанные со слепой верой в догматы философии и в законы доказательств.. Бэкон имел ввиду систему Аристотеля и схоластику, слепая вера в которые оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это, по его мнению, своего рода "философский театр". Корень заблуждений ложной философии троякий: софистика, эмпирика и суеверие.  Порочные же доказательства суть как бы защита и прикрытие идолов. Все они должны быть отвергнуты и отброшены твёрдым и торжественным решением, и разум должен быть совершенно освобожден и очищен от них.

Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путём и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный. Оба эти пути исходят из ощущений и частностей и завершаются в высших общностях. Но различие их неизмеримо. Ибо один лишь бегло касается опыта и частностей, другой надлежащим образом задерживается на них. Один сразу же устанавливает некие общности, абстрактные и бесполезные, другой постепенно поднимается к тому, что действительно более сообразно природе.

Индукция – форма мышления, посредством которой мысль наводится на общее правило/положение, присущее всем предметам какого-либо класса (умозаключение от частного к общему). Дедукция – переход по тем или иным правилам логики от некоторых данных положений (посылок) к их следствиям (заключениям). Переход от общего к частному.

Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте. Ибо если он переносится и на другое, что считается сходным, и это перенесение не производится должным образом, то опыт становится обманчивым. Но тот способ пользования опытом, который люди теперь применяют, слеп и неразумен. И потому, что они бродят и блуждают без всякой верной дороги и руководствуются только теми вещами, которые попадаются навстречу, они обращаются ко многому, но мало подвигаются вперёд.

И разумом и знанием можно достичь истины. Благодаря разуму, истина – субъективна  (диалектики), с помощью знания – объективна (индукция). Два типа исследования: догматический (паук - дедукция), эмпирический (муравей - индукция), и третий - правильный - пчела (переработка фактов разумом), но муравей тоже не плох. Необходим эксперимент - активное созерцание природы, тогда открытий будет больше. Органон Бекона противопоставлен органону Аристотеля. Все существующие методы - неправильны. Делает опору на опыт, их 2: плодоносные  цель принесение непосредственной пользы человеку, светоносные - цель не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей.