Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770-1831), род. в Штутгарте, умер в Берлине. Основные сочинения: Феноменология духа; Наука логики; Энциклопедия философских наук. Один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.

В основе мира по Гегелю лежит абсолютная идея, которая напоминает мир идей Платона – это как бы идеальное содержание.

Развитие абсолютной идеи:

1.      В самой себе – логическое развитие – вне времени

2.      отчуждение абсолютной идеи в природу. Т.е. инобытие абсолютной идеи – «своё иное».
на стадии природы появляется человек как часть её, но существо особого рода – разумное. Он познаёт мир и применяет знания на практике, чтобы выжить. Знания носят идеальную форму – это как бы возвращение к абсолютной идее.

3.      Дух, познающий природу и самого себя. Т.е. знания человека о природе и о самом себе.
Уровни духа:
- субъективный дух – дух, выраженный в одном человеке.
- объективный дух – нравственность, право нет в природе, но необходимо выработать, чтобы выжить.
- абсолютный дух (3 уровня: религия – самый древний, искусство, философия)

Высшей формой знания является философия Гегеля. Система Гегеля замкнута на самой себе. Заложена идея развития: тезис – антитезис – синтез. Природа – бытие 0 чел. знания.

У Гегеля развиваются понятия, а не материя, его диалектика на идеалистический характер. Маркс и Энгельс под влиянием Людвига Фейербаха преобразуют идеалистичность в диалектику (материи) и назвали её «диалектический материализм».

 

все действительно разумно и все разумное действительно

Целое во всей его сложности называется Гегелем абсолютом. Абсолют духовен. Взгляд Спинозы, что абсолют имеет атрибут протяженности, так же как и атрибут мышления, отвергается

природа реальности может быть выведена из единственного соображения, что она должна быть несамопротиворечивой (логика). Логика = метафизика (дядя – племянник)

Истинное развитие есть саморазвитие

1)Его источник находится не вовне, а внутри развивающегося объекта; это – борьба составляющих его противоположностей

2)Развитие происходит путём перехода количественных изменений в качественные

3)Развитие – не простое отрицание прошлого, а отрицание отрицания: в результате объект возвращается к исходному состоянию, но на новом, более высоком уровне

Мир понятен разуму, потому что он и есть Разум; классический рационализм: Мир понятен разуму, потому что он разумен.

Субъект и объект познания совпадают, а процесс познания и есть, в сущности, процесс становления этого разумного мира; классический рационализм: Субъект и объект познания функционируют по одним и тем же законам.

Природа – стадия в процессе становления абсолютной субстанции-субъекта

Восхождение от абстрактного к конкретному

Человек – дядя (тезис) => есть племянник (антитезис) => синтез (у дяди сестра, у сестры муж, у мужа мать…) => абсолютная идея (ничто не может быть действительно истинным, если оно не рассматривается относительно реальности как целого).

Абсолют – чистое бытие, единство бытие и небытия есть становления; => абсолют есть становление.

Саморазвивающийся разум или дух. Основные этапы развития духа. Логика, природа, дух, бытие, для бытия и для абсолютного духа следующий уровень.

В методе, принцип тождества субстанции и субъекта, основную идею восхождения от абстрактного к конкретному.