В конце 4 в. до н.э. уже после основания «Сада», в Афинах родилась другая школа, которой было суждено стать знаменитейшей. Основателем был Зенон, молодой семит, родившийся на острове Крит. Идеи «Сада» затронули его больше всего, не удивительно поэтому, что мы находим у Зенона и его последоателей серию эпикурейских тезисов и наоборот. Не будучи афинянином, Зенон не имел права арендовать целое здание, поэтом он проводил свои лекции в некоем Портике, (по-гречески Стоя), поэтому приверженцев школы стали называть стоиками. И если философия Эпикура на практике лишь повторялась без каких-то модификаций, то философия Зенона подвергалась постоянным новациям и поэтому эволюционировала.

Принято выделять 3 периода в истории Стои: 1) период античной Стои(4-3 вв.) во главе с триадой-Зенон, Клеанф, Хрисипп; 2) период «средней стои» (2-1вв) Панэтий и Посидоний; 3) период римской Стои(1-2 н.э), или новой Стои христианской эпохи, представленной лучше всего благодаря богатейшим источниками Луций Сенека (Нравственные письма к Луцилию; О благодеяниях; Рассуждения о природе; О блаженной жизни; О скоротечности жизни; О провидении); Эпиктет(Беседы);Марк Аврелий (К самому себе).

Онтология ранней Стои-первая форма пантеистического материлаизма, основное свойство которого: бите есть только то, что способно действовать и страдать, а таково лишь тело: «бытие и тело одно и то же». Телесны добродетели, телесны пороки, благо, истина.

Космос представляет собой единый одушевлённый организм, отождествляемый с Богом (пантеизм). Душа мира (пневма), состоящая из смеси огня и воздуха, есть манифестация божественного разума – Логоса, который и правит миром, подобно тому как душа управляет телом. Всё сущее, будучи лишь частью единого космического организма, всецело определяется последним (отождествление логической необходимости с причинностью, отрицание случайности – абсолютный детерминизм). Всё, что происходит с человеком, также предопределено (фатализм).

[Сократ был главным учителем стоиков. Основные доктрины стоиков: доктрина космического детерминизма и человеческой свободы. Вначале существовал только огонь; затем постепенно появились другие элементы: воздух, вода, земля. Но рано или поздно свершится космический пожар, и всё снова станет огнём. Но это не окончательная смерть, а только завершение цикла: весь процесс будет повторяться бесконечно.

Автаркия(самодостаточность разума).

Развитие природы предопределено законодателем, который является также и благодетельным провидением. Всё [в природе] имеет свою направленность, связанную с человеческими существами. Верховная власть иногда называется Богом, иногда – Зевсом. Бог не отделён от мира, он – душа мира, и в каждом из нас есть частица божественного огня. Индивидуальная жизнь хороша, когда она находится в гармонии с природой. Добродетель – это воля, находящаяся в согласии с природой.] Бог неотделим от материи, поскольку нет материи без, то бог-во всем и Бог-все.

Человек состоит не только из тела, но и из души, которая является фрагментом космической души, душа же телесна, т.е. она – огонь и пневма. Душа проницает весь физический организм, наполняя его дыханием жизни. Душа переживает смерть тела, по мнению некоторых стоиков, души мудрецов живут вплоть до следующего мирового пожара.

Очевидные логические трудности доктрины стоиков: если добродетель - единственное благо, то благодетельное провидение должно быть заинтересовано только в том, чтобы вызывать добродетель, тогда почему столько грешников?; если добродетель - единственное благо, не может быть доводов против жестокости и несправедливости, поскольку, по стоицизму, они дают возможность упражняться в добродетели; если мир полностью детерминирован, законы природы сами решат, буду ли я добродетелен или нет.