Доведенный до логической крайности, эмпиризм наталкивается на непреодолимые трудности: великая задача поисков новых путей и решений, способных предотвратить как иррационалистические и скептические крайности, так и крайности противоположного рода, связанные с рационалистическими философскими системами, выпала на долю Канта.

Иммануи́л Кант (1724, Кёнигсберг, Пруссия[1] — 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, Всеобщая естественная история и теория неба (1755); Критика чистого разума (1781/1787); Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783); Основы метафизики нравственности (1785); Критика практического разума (1788).

Трансцендентальное единство апперцепции – единство и тождественность самосознания как предпосылка познавательного синтеза

Синтетическое - суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) не заключено  в содержании логического подлежащего (субъекта). Не предмет заключает в себе связь, которую можно заимствовать из него путём восприятия, только благодаря чему она может быть усмотрена рассудком, а сама связь есть функция рассудка, и  сам рассудок есть не что иное, как способность a priori связывать и подводить многообразное содержание данных представлений под единство апперцепции.

Априорные формы рассудка. Условием возможности априорного синтетического суждения в естествознании являются категории (качества, количества, отношения, модальности). Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под которые рассудок подводит всякое содержание, получаемое из опыта. Т.е. категория не формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под которую рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. Ни ощущения, ни понятия сами не дают знания. Ощущения без понятий - слепы, а понятия без ощущений - пусты. Знание есть синтез ощущений с понятиями.

вывод: что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составляют определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необходимого знания строится самим сознанием. => рассудок есть источник всеобщего порядка природы, так как он подводит все явления под свои собственные законы и только этим a priori осуществляет опыт (по его форме), в силу чего всё, что познаётся на опыте, необходимо подчинено законам рассудка. Мы имеем дело не с природой вещей самих по себе, которая независима и от условий нашей чувственности, и от условий рассудка, а с природой как предметом возможного опыта; и здесь от рассудка, делающего возможным этот опыт, зависит также и то, что чувственно воспринимаемый мир  есть природа.

Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают его копией вещей. Есть принципиальное различие между тем, чем вещь является для нас - феномен, и тем, что она представляет сама по себе - ноумен. Ноумены недоступны никакому познанию, они - трансцендентны. Сколько бы мы не стремились познать явления, наше знание всегда будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле. И сколько бы не увеличивались наши знания, их границы не могут исчезнуть.

Одна из частей человеческого познания - чувственное познание. По Канту, существуют две априорные формы чувственности - пространство и время. Пространство систематизирует внешние ощущения, а время - внутренние. Кант рассматривает пространство и время лишь во взаимной связи, но связь реализуется лишь в трансцендентальном субъекте. Трансцендентальная аналитика является одновременным ответом на вопрос о том, как возможна математика как наука. По Канту, геометрия имеет своим базисом пространственные представления, а арифметика - временные представления.

Философ видит в человеческом рассудке заранее "возведенную конструкцию" - категории. Это как бы возможность научного знания, а чтобы на базе этой возможности возникло понятие требуется "продуктивное воображение". Кант говорит о "спонтанности мышления". рассудок, благодаря продуктивному воображению, сам стихийно, помимо сознательного контроля, создает свои понятия. Продуктивное воображение - это "инструмент" синтеза чувственности и рассудка. Кант выделяет четыре группы категорий: количества (единство, множественность, целокупность); качества (реальность, отрицание, ограничение); отношения (присущность и самостоятельное существование, или акциденция и субстанция; причинность и зависимость, или причина и действие; общение, или взаимодействие); модальности (возможность - невозможность, существование - несуществование, необходимость - случайность). Философ считает, что именно априорная структура рассудка делает возможным естествознание в качестве науки.