Левкипп происходил из Милета, находился под большим влиянием Парменида и Зенона (расцвет примерно на 440 г. до н.э.). Демокрит – Абдеры во Фракии (расцвет 420). Довольно трудно провести различие между Демокритом и Левкиппом.

Они полагали, что всё состоит из атомов, не делимых физически, но не геометрически. Чувствами атомы познать нельзя; атом есть умопостигаемая фигура, она зрима только для интеллекта. Между атомами имеется пустое пространство; что атомы неразрушимы (т.к. они не содержат пустоты); они всегда находились и будут находиться в движении (тяжёлые/лёгкие, беспорядочно (Эпикур)); что существует бесконечное количество как самих атомов, так даже и их разновидностей, отличающихся друг от друга формой и размером (порядком, положением).. В результате столкновения скопления атомов образуют вихри (вихри объяснялись скорее механическими причинами, чем действием ума), которые порождают тела, а в конце концов – миры. Атомы, пустота и движение дают объяснение всему сущему. 

       [Демокрит] говорит, что есть два вида познания, из коих познание посредством
логического рассуждения он называет законным и приписывает ему достоверность
в суждении об истине, познание же посредством ощущений он называет тёмным
и отрицает пригодность его для распознания истины. Подобно Локку, Демокрит утверждал, что такие качества, как теплота, вкус, цвет, не присущи реально объектам, но обязаны своим существованием нашим органам чувств, тогда как такие качества, как тяжесть, плотность и твёрдость, реально присущи самим объектам.

  Атомисты были строгими детерминистами, они полагали, что всё происходит в соответствии с естественным законом. Однако Левкипп не объяснил, почему мир должен был первоначально быть таким, как он есть. Аристотель и другие упрекали Левкиппа и Демокрита за то, что они не объясняют причины первоначального движения атомов. Однако движение атомов представляется им изначальным свойством атомов.

«Почему» происходит то или иное событие?  (2 варианта: телеологический и механистический)  Одно событие вызывается другим, другое – третьим и так придём к Творцу, который сам не должен иметь причины. Всякое причинное объяснение должно иметь лишённое причины произвольное начало.  Детерминизм– учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерностей. Левкипп и Демокрит считают причиной неделимости первотелец не только непроницаемость их , но также малость и отсутствие частей.

  Эпикур(родился в Самосе в середине 4в до н.э.) же, живший позже, уже  не считает их не имеющими частей, а говорит, что они неделимы только вследствие непроницаемости. Эпикур считал, что от поверхностей тел исходит непрерывное истечение, поэтому мы можем видеть формы и мыслить их.  Основания физики Эпикура: 1)ничего не рождается из небытия; 2) вся реальность образована из 2 составляющих-тел и пустоты; 3) реальность бесконечна; 4)тела бывают сложными и простыми, абсолютно неделимыми. Эпикур понимает движение атомов как падение вниз, в бесконечное пространство , под действием тяжести атомов. Последователи Эпикура стали называться философами «Сада».

    Однако самым крупным приверженцем эпикуреизма был Тит Лукреций Кар, родивший ся в начале 1в до н.э.  Послание изложено в стихах в сочинении «О природе вещей».

   Философские трудности атомизма: единичное и общее (общие свойства вещей), вещь и мысль. 1)Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости. Но если для возникновения каждой вещи имеется своя причина, как объяснить возникновение схожих вещей?  Как объяснить наличие общих свойств у вещей, состоящих из разных атомов и существующих независимо друг от друга? Так как существование общего в вещах несомненно, надо или признать это случайным совпадением (т.е. отказаться от принципа детерминизма) или допустить начало несводимое к атомам (т.е. отказаться от атомизма).