Фрэнсис Бэкон (1561-1626) «Опыты, или наставления нравственные и политические» «О мудрости древних» «О достоинстве и приумножении наук» «Новый Органон» .

С Бэконом в истории Запада возникает «новая интеллектуальная атмосфера». Он исследовал функцию науки в жизни и истории человечества; сформулировал этику научного исследования вопреки менталитету магического типа; заложил фундамент современной энциклопедии наук, которая станет 1 из наиболее важных деяний европейской философии-это лишь часть вклада Бэкона, хотя он и «писал о философии как лорд-канцлер»(Гарвей).   Основоположник эмпиризма, опыт – источник знания. «Разум есть как бы божественный огонь». «Знание – сила». Вся основа философии Бэкона была практической: дать человечеству возможность средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы. Он считал, что общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Но для того, чтобы поставить природу на службу человеку, необходимо, в корне изменить научные методы исследования.

 Наука, по мнению Бэкона, не способна к новым открытиям. Но и «традиционная логика», читаем мы в «Новом Органоне»-бесполезна для научного исследования, но и вредна, поскольку служит только для умножения ошибок традиции».  Ведь силлогизм не делает ничего иного, кроме как выводит следствия из посылок. Силлогизм состоит из предложений: предложения из слов, а слова выражают понятия. В понятиях, используемых в силлогизмах традиционной философии, и особенно схоластики, утверждает Бэкон, нет ничего четкого-ни логически, ни физически. Субстанция, качество, действие, пассивность не являются точными понятиями-выдуманные и плохо определяемые. Аксиомы традиционной философии несправедливо выводятся путем произвольного перехода от немногих частных случаев к общим выводам. Эта ложная индукция, которой Бэкон противопоставляет истинную: продвижение к основным принципам через промежуточные аксиомы с осторожностью и терпением, постоянно контролируя себя посредством опыта.

Уже в аристотелевской логике  прочно увязывались: общее, существенное, необходимое. На этом сближении и строится новый бэконовский метод. 1)То, что существенно для данной природы, необходимо. 2)То, что необходимо, должно  присутствовать всюду, где встречается данная природа. 3) То, что отсутствует хоть где-нибудь, где присутствует данная природа, не необходимо и, следовательно,  несущественно не неё.

  Во-вторых, должно представить разуму примеры, которые лишены данной природы, ибо форма… так же должна отсутствовать там, где отсутствует природа, как и присутствовать там, где она присутствует. Но перечисление этого во всех случаях было бы бесконечным. Поэтому отрицательное должно быть подчинено положительному, и отсутствие природы должно быть рассмотрено только в предметах наиболее родственных тем, в которых данная природа присутствует и наблюдается.  В-третьих, должно представить разуму примеры, в которых исследуемая природа присутствует в большей и в меньшей степени. Это возможно или посредством сопоставления роста и уменьшения этого свойства в одном и том же предмете, или посредством сравнения его в различных предметах.

Подчёркивается важность индукции. Полная индукция («индукция через простое перечисление»): перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство (сирень в саду). Чаще применяется метод «неполной индукции» (лебеди белые, пока не встретится чёрный). Бэкон хотел сделать его более строгим и тем самым создать «истинную индукцию». Он считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определённый вывод, но и факты, опровергающие его.

    Два средства естествознания: перечисление и исключение, причём главное значение имеют исключения. Собираются все случаи, где присутствует данное явления, потом все, где оно отсутствует. Есть явление – есть признак, нет явление – нет признака => такой признак – «форма» или «природа» данного явления.  С помощью своего метода Бэкон нашёл, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела (таблицы горячих тел, холодных тел и тел различной степени тепла => законы первой (малой) степени общности, закон второй степени общности).

   Первое дело истинной индукции (в отношении открытия форм) есть отбрасывание, или исключение, отдельных природ, которые не встречаются в каком-либо примере, где присутствует данная природа, или встречаются в каком-либо примере, где отсутствует данная природа, или встречаются растущими в каком-либо примере, где данная природа убывает, или убывают, когда данная природа растёт. Тогда после отбрасывания и исключения, сделанного должным образом (когда все легковесные мнения обратятся в дым), на втором месте (как бы на дне) останется положительная форма, твёрдая, истинная и хорошо определённая.

   Modus tollendo ponens – разновидность разделительно-категорического умозаключения, в которой первая посылка – разделительное суждение, (т.е. суждение, утверждающее, что данному предмету присущ только один из признаков, указанных в предикате суждения), вторая посылка – категорическое суждение, отрицающее один из членов разделительного суждения (или, если членов больше двух, все члены, кроме одного), а заключение утверждает другой (неисключённый) член разделительного суждения. S есть P или Q; S не есть P; S есть Q. Разделительное суждение правильно лишь в том случае, если совокупность членов суждения исчерпывает все альтернативы.

  «Согласно нашему методу...аксиомы должны быть выводимо постепенно и псотоянно с тем, чтобы только  конце прийти к понятиям самого общего характера»; эти последние должны быть «таковы, чтобы сама природа признала их, чтобы они проникали в суть вещей».