Платон 428/427-348/347 Афины. Платон был учеником Сократа и Кратила, последователя Гераклита. До нас дошли 36 платоновских диалога (Менон, Федон, Пир, Государство, Теэтет, Парменид,Тимей). Платон основал академию в гимнасии, вокруг нее объединились наиболее одаренные люди разных возрастов.

Для открытия сверчувственного и надфизического пространства, реальности, неведомой прежней философии физиса Платон предпринял исслдеование, которое он назвал второй навигацией. Смысл 2 навигацией станет яснее, когда мы попытаемся понять смысл термина «идея». Для Платона идея составляет специфический предмет мысли, то, к чему мысль открыта предельным образом, без чего мыслью не может быть мыслью. Платоновская идея, не есть создание разума, идея-это бытие, более того, абсолютно истинное бытие. Нефизическую природу идей Платонопределил термнами «идея», «форма», «эйдос». Сущность вещей делает каждую вещь тем, что она есть. Платон употребил термин «парадигма», из чего следовало, что у каждой вещи есть своя модель, образец для подражания.

Прекрасное («сверхчувственное бытие»): постигается только разумом; безусловно; не может быть ни полезным, ни подходящим; нечто безотносительное, объективное, независимое от всех чувственных определений, от всех условий и ограничений пространства, времени и т.д. Тогда как сами вещи изменчивы и непрочны. Прекрасное и есть «вид», «эйдос» или «идея». Она существует объективно, в самой реальности, находится в «наднебесных местах», видимых только для разума. Идеи запредельны, невыразимы ни в каких понятиях и категориях числа, пространства и времени. Универсалии – слова (термины), обозначающие всё то, что может сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения). Гипостазирование– наделение самостоятельным существованием абстрактных сущностей (признаков, классов). Эйдос-трансцендентная(внешняя) умопостигаемая сущность,
гипостазированная универсалия, существующая отдельно от единичных вещей, но являющаяся их идеальным прообразом (образцом), единственный объект достоверного (научного) знания;
синоним термина «идея».

Это учение – идеализм, т.е. реально существует не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая сущность (приоритет, первичность идеального по отношения к материальному). Это – объективный идеализм, т.к. «идея» существует сама по себе. Наивысшая идея – идея блага. Гносеологическое обоснование идеализма. Вещи сложны и изменчивы, множественны, они лишь имеют свойства; а идеи просты  и вечны, универсальны, тождественны своим свойствам. Мысльо о простом и неизменном логически первична. Вечное и общее вообще доступны лишь мышлению. Поскольку, таким образом, знание идей предшествует знанию вещей (а не наоборот), то и объекты такого знания, т.е. идеи, должны предшествовать объектам чувственного восприятия, т.е. вещам.

   Идеи в себе и для себя означали, что Прекрасаное и Идеальное не зависят от вкусовых предпочтений индивида, они предписаны субъекту абсолютным образом.  Идеи описаны так, что ничего предметного в них нет:они непространственны, умопостигаемы и сверхчувственны. Идеи доступны лишь наиболее возвышенной части души, т.е. открыты понимающему уму. Для живых существ верховная цель – счастье – обладание благом. Душа стремится к благу через Бога и знание о благе. Идеи полностью постижимы для Бога. Бог и есть само благо. Постижение «идеи» прекрасного – труднейшая задача (идеи и вещи).

 Мир вещей не отсечён от мира идей. Миру бытия (миру идей) противостоит мир небытия («материя»). Первенство у мира идей. Платон понимал комплекс идей как иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены идеям более высокого, вплоть до самой возвышенной идеи(абсолютной): : идеи абсолютных качеств; идеи физических явлений и процессов; идеи для разрядов существ; идеи для предметов, производимых человеком; идеи отношений.

 Чувственный мир – это нечто среднее между миром идей и миром материи, причастное к обоим мирам. Чувственный мир – это становление, генезис, в нём кроется единство противоположностей => идеалистическая диалектика. Умопостигаемый мир вечен, значит, он не то, что было и будет, а есть.

 Мы знаем идеи до рождения, значит и носитель этого знания – душа – существовала до рождения и будет существовать после смерти.