Доведенный до логической крайности, эмпиризм наталкивается на непреодолимые трудности: великая задача поисков новых путей и решений, способных предотвратить как иррационалистические и скептические крайности, так и крайности противоположного рода, связанные с рационалистическими философскими системами, выпала на долю Канта.

Иммануи́л Кант (1724, Кёнигсберг, Пруссия[1] — 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, Всеобщая естественная история и теория неба (1755); Критика чистого разума (1781/1787); Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783); Основы метафизики нравственности (1785); Критика практического разума (1788).

Понятие доброй воли: Лишь добрая воля добра сама по себе; всё прочее, считающееся благом, может быть и вредным, будучи соединено со злой волей. Всё в природе действует согласно законам, но только разумные существа способны поступать согласно представлению о законах. Поступать из уважения к закону значит подчиняться не необходимости, а долгу. Та воля добра, которая все прочие побуждения, включая побуждения склонности и соображения пользы, подчиняет требованиям долга. Добрая воля, таким образом, имеет своим принципом не ту или иную необходимость, а общую законосообразность поступков.

Категорический императив: Нравственные предписания делятся на максимы (личные принципы поведения) и императивы (общезначимые предписания). Два типа императива: условный императив, который гласит: «Вы должны сделать то-то и то-то, если вы желаете достигнуть такой-то и такой-то цели», и категорический императив, который гласит, что определённый тип действия объективно необходим безотносительно к цели. Категорический императив является синтетическим и априорным. 4 формулировки категор. императива: Первая формулировка: поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. (налагает запрет на поступки, кот. невозможны. как совершаемые всеми людьми без исключения). Вторая формулировка: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству. Третья формулировка: поступай только так, чтобы воля благодаря своей максиме могла рассматривать самоё себя также как устанавливающую всеобщие законы.

Антиномия (взаимно противоречащие суждения, каждое из которых может быть доказано очевидным образом): требования долга и стремление к счастью. Кант выделяет следующие постулаты практического разума: бессмертие души (психологическая идея), свобода воли (космологическая идея) и бытие божье (теологическая идея).

Этическая система Канта, как она изложена в его «Метафизике морали», имеет выдающееся историческое значение. Эта книга содержит «категорический императив».

Кант хотел полностью изолированной метафизики морали. Он говорит, что все моральные понятия имеют своё место и происхождение всецело a priori в разуме. Моральная ценность существует только тогда, когда человек действует, исходя из чувства долга. Недостаточно, чтобы действие было таким, как может предписать долг. Торговец, который честен из собственного интереса, или человек, который добр из чувства милосердия, не являются добродетельными. Сущность морали должна быть выведена из понятия закона, так как, хотя всё в природе действует сообразно законам, только рациональное существо имеет силу действовать в соответствии с волей. Так как идея объективного принципа навязывается воле, то она называется приказом разума, а формула приказа называется императивом.