Платон 428/427-348/347 Афины. Платон был учеником Сократа и Кратила, последователя Гераклита. До нас дошли 36 платоновских диалога (Менон, Федон, Пир, Государство, Теэтет, Парменид,Тимей). Платон основал академию в гимнасии, вокруг нее объединились наиболее одаренные люди разных возрастов.

Платон трактует теорию познания как с помощью мифического (бестелесные души созерцают истину), так и путем диалектики, личными усилиями.

Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Душа и тело, по Платону, противоположны.

Познающее существо проходит несколько стадий:мнения, начные понятия р чистое знание. Диалектика как познание представляет 2 пути: восходящий(синоптика)-от чвственного к идеям, и нисходящий(диайретика)-от общего к частному и особенному. Платон впервые связал проблему познания с открытым им миром идеальных сущностей, хотя его выводы нельзя считать свободными от апорий.

Область идей представляет систему, подобную пирамиде: на вершине пирамиды превыше знания и истины пребывает идея Блага. Идея Блага по своей природе выходит за пределы одного лишь познания. Суть процесса познания состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала.

В диалоге «Менон» мы видим первое приближение к проблеме. Софисты всячески убеждают в невозможности объективного исследования, что единственной истины просто нет. Ловушки со всех сторон: если мы нечто находим, то лишь потому, что заранее было известно; если все-таки есть что-то новое, то невозможно оознать его в отсутствии эффективных средств опознания. Платон прибегает к блестящей метафоре: анамнез, припоминание-вот форма реактивации того, что от века хранится в глубинах сознания. Настоящее (т.е. достоверное) знание есть знание общего (о единичном можно иметь лишь мнение). Общее знание нельзя получить из единичных «знаний», поскольку полная индукция невозможна (исключая тривиальные случаи), а неполная индукция позволяет делать лишь вероятностные выводы. Так как чувствами воспринимаются лишь единичные вещи, настоящее знание не может основываться на чувственном восприятии. Поскольку умопостигаемые сущности (идеи) не даны чувственному восприятию непосредственно и не могут быть получены из него опосредованно – путём вывода, остаётся допустить, что мы знаем их до всякого чувственного восприятия,  т.е. ещё до рождения.

Бытие состоит из различных слоёв или областей неодинаковой реальности, различию этих областей бытия соответствует и различие родов знания. Высший род бытия – идея – познаются посредством интуиции. Низший сравнительно с идеями род бытия – предметы математического знания, они постигаются умом, но не посредством интуиции, а посредством размышления.

Виды знания. Мир интеллекта отличается от мира чувств; затем, интеллект и чувственное восприятие – каждое в свою очередь – делятся на два рода. Два рода интеллекта называются соответственно «ум» и «рассудок». Из них ум более высокого рода: он имеет дело с чистыми идеями, и его методом является диалектика. Рассудок есть такой род интеллекта, который применяется в математике; он является низшим по отношению к уму, потому что использует гипотезы, которые не может проверить. Чувственное знание Платон делит на «веру» и «подобие». Посредством веры мы воспринимаем вещи в качестве существующих и утверждаем их в этом качестве. Подобие – вид представления вещей. Подобие – некое мыслительное построение, основывающееся на вере.

В отличие от мнения, знание есть потенция, т.е. нечто направленное. Знание направляется к своему предмету.  Идеи постигаются посредством знания, и знание возможно только относительно идей. Чувственные вещи постигаются посредством мнения. О них невозможно знание, их нельзя постигнуть посредством рассуждения, их можно постигнуть лишь гипотетически.

Исследую роль и ценность искусства, Платон ставит его в зависимость  от истины. Неумение провести четкое различие мжду истиной и искусством ведет к негативной оценке всего подражательного. Искусство скрывает истину, это форма неистинного познания. Оно лжет, поэтому не улучшает человеческую природу, а развращает, попустительствует иррациональными способностями, которые диаметрально противоположны разумным.