Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770-1831), род. в Штутгарте, умер в Берлине. Основные сочинения: Феноменология духа; Наука логики; Энциклопедия философских наук. Выдающийся деятель немецкой классической философии.

Задача, которую ставит Гегель, в отличие от романтиков и идеалистов, состоит в «содействии восхождению философии к высотам науки» через открытие и применение «нового метода». Такой метод Гегель находит в диалектике, диалектика превращается у него в систему научного метода. Диалектика является открытием элейской школы (в основном благодаря Зенону), достигла своих вершин в трудах Платона. Впрочем, Гегель считал Идеи Платона и аристотелевские понятия застывшими и затвердевшими. Учитывая, что реальность — это становление, движение и динамика, он показал необходимость реформировать диалектику, дабы повысить ее действенность. Необходимо было наделить движением сущности и всеобщее мышление, что знали уже античные писатели. «Через такое движение, — пишет Гегель, — чистые идеи превращаются в понятия и лишь тогда становятся тем, чем действительно являются: самодвижением, кругами духовных начал. Это движение чистых сущностей также составляет в целом природу научности». Так сердцем диалектики становится движение. Движение — это сама природа Духа, удержание от распада, жизненная сила бытия.

Панлогизм Гегеля и классический рационализм. Классический рационализм-Мир понятен разуму, потому что он разумен (Субъект и объект познания  функционируют по одним и тем же законам). Панлогизм Гегеля-Мир понятен разуму,  потому что он и есть Разум (Субъект и объект познания совпадают,а процесс познания и есть, в сущности,процесс становления этого разумного мира). Природа – стадия в процессе становления абсолютной субстанции субъекта.

Моменты диалектического движения: (диалектический метод-восхождение от абстрактного к конкретному)

1) «тезис» - абстрактная (рассудочная) сторона

2) «антитезис» - диалектическая, негативно разумная, сторона

3) «синтез» - спекулятивная, или позитивно разумная, сторона

Принцип диалектики Гегеля: истинное развитие есть саморазвитие.

1)                                 Источник развития находится не вовне, а внутри развивающегося объекта: это – борьба составляющих его противоположностей.

2)                                 «Механизм» развития: развитие происходит путём перехода количественных изменений в качественные.

3)                                 Результат развития: развитие – не простое отрицание прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого является как бы возвращение к исходному состоянию,
но на новом, более высоком уровне.

Маркс: «… Гегель вынужден был строить систему, а философская система, по установившемуся порядку, должна была завершиться абсолютной истиной того или иного рода. И тот же Гегель, который <…> подчёркивает,что эта вечная истина есть не что иное, как сам логический (resp.: исторический) процесс, <...> видит себя вынужденным положить конец этому процессу, так как надо же было ему на чём-то закончить свою систему. <…> А именно, нужно было так представить себе конец истории: человечество приходит к познанию <…> абсолютной идеи и объявляет, что это познание абсолютной идеи достигнуто в гегелевской философии».