Аристипп 435-365 Кирена

Младшие сократики. Легко фиксирутся первая особенность, согласно которой фиическое процветание изо всех благ, возможно, наивысшее, вплоть до утверждения наслаждения как основной пружины жизни.

 Гедонизм (греч. «удовольствие») – этическое учение, отождествляющее благо с удовольствием.

Обоснование гедонизма: единственное подлинное благо – телесное удовольствие, единственное зло – телесное страдание; люди несчастны потому, что принимают за благо то, что является лишь средством для его получения (например, богатство); мудр тот, кто знает, что есть истинное благо и что есть действительное зло, и  знает, как использовать это знание; мудрость – это умение (искусство) быть счастливым; но в стремлении к удовольствиям мудрец руководствуется принципом меры: он – не раб, а господин своих удовольствий.

Феодор IV-III вв.

Аморалистическая интерпретация гедонизма.

Если наслаждение есть единственное благо, а страдание – единственное зло, то всё прочее (что не есть ни наслаждение, ни страдание) следует признать безразличным. Поэтому мудрец не считает злом ни кражу, ни святотатство, ни клятвопреступление, ни измену. Он избегает их, но не потому, что считает их чем-то дурным самим по себе, а потому что не желает быть наказанным, т.е. страдать. Имей он гарантию безнаказанности, он не колеблясь пошёл бы на эти так называемые «преступления», если  бы это сулило ему наслаждение.

Гегесий IV в.

Пессимистическая интерпретация гедонизма.

Жить стоит только ради удовольствий, но такая жизнь невозможна, ибо удовольствия неотделимы от страданий. 1) Удовольствие мы получаем, удовлетворяя наши потребности, но сначала мы страдаем от того, что они не удовлетворены. 2) При этом пребывать в состоянии неудовлетворённости можно долго, тогда как процесс удовлетворения скоротечен. 3) Средства удовлетворения потребностей ограничены и потому достаются с трудом и доступны лишь немногим. 4) Но и эти немногие не будут по-настоящему счастливы, так как то, что достаётся легко, большого удовольствия не доставляет.

Анникерид IV-III вв.

Гедонистический оптимизм.

Жизнь, полная удовольствий, вполне возможна, если  не сводить удовольствия к телесным наслаждениям. 1) Признание духовных наслаждений расширяет самый круг возможных удовольствий. 2) Удовлетворение духовных потребностей не связано с уничтожением того, что нужно для их удовлетворения. Значит, удовлетворяя свои духовные потребности, мы не лишаем других средств для удовлетворения их потребностей. 3) В отличие от телесных, духовные наслаждения не скоротечны.

Таким образом, сократовская добродетель уже не цель, а скорее средство и инструмент достижения счастья, в коем надлежит по мысли киренаиков, сохранять самообладание и самоконтроль.

Киренаиков называют односторонними «полусократиками» по той причине, что они пропускают через призму собственного учения лишь один луч того богатого источника света, который был зажжен Сократом. Развивая один аспект учения учителя и упуская другие, они неизбежно деформировали их как целое.