Декарта обычно считают основателем современной философии, он пытается создать заново законченное философское здание. Декарт был философом, математиком и учёным (Мир, или Трактат о свете (1633); Рассуждение о методе (1637); Размышления о первой  философии (1641); Первоначала философии (1644)). 

 Дуализм духа и материи. Все сущее- вещи мыслящие и вещи протяженные. … я полагаю, что весь род причин, направленных к определённой цели, не может иметь никакого применения в области физики: ведь я допускаю, что только по легкомыслию можно пытаться прослеживать цели Бога.

    Центральное понятие картезианской философии – субстанция. Субстанция (лат. substantia, подлежащее) – то, что существует самостоятельно (само по себе), нечто устойчивое и постоянное (в отличие от изменчивого и преходящего). Атрибут (лат. attributum, приданное, приписанное) – определяющий признак (качество, предикат) субстанции, достаточный для её идентификации и необходимый для её существования.

 Декарт делит мир на два рода субстанций: дух и материю. Сущностью духа является мышление, материи – протяжённость. Дух-мыслит, непротяжен, неделим; материя-не мыслит, делима.

   Отождествление телесности с протяжённостью ведёт к отрицанию пустого пространства. Заполняющая всё пространство материя движется вихреобразно. Отождествление психики с логическим мышлением ведёт к отрицанию психики у животных. [Он рассматривал тела людей и животных как машины; животных он рассматривал как автоматы, полностью подчиняющиеся законам физики и лишённые чувств или сознания. Люди отличаются от животных: у них есть душа, которая помещается в шишковидной железе.] Она преобразует  чувственные (физические) воздействия в мысли и мысли – в физические действия.

Возникает проблема взаимодействия субстанций: дух мыслит, непротяжёнен, неделим; материя не мыслит, протяжённа, делима. Если дух и материя не имеют друг с другом ничего общего, как возможно их взаимодействие и каким образом дух может иметь идею материального тела и вообще знать что-то о материальных телах? Бог вложил в человеческую душу идею материальной субстанции и знание об основных законах,
которым она подчинена. Духовная субстанция обладает врожденными идеями, к которым прежде всего относится идея Бога, а также математические и научные идеи.

 Локализуемая Декартом в мозгу шишковидная железа преобразует  чувственные (физические) воздействия в мысли и мысли – в физические действия.

   Материальные и духовные процессы согласованны, подобно тому как две пары часов показывают одно и то же время, хотя они и не взаимодействуют между собой – об этом позаботился Мудрый Часовщик (Гейлинкс). Это – психофизический параллелизм.

Картезианский окказионализм (Мальбранш). Окказионализм (лат. occasio, случай, повод) – философская концепция, отрицающая возможность взаимодействия материальной (протяжённой) и духовной (мыслящей) субстанций и  утверждающая, что то, что представляется телесной причиной мысли (или акта воли) или психической причиной (идеей или желанием) физического движения есть не более чем повод (occasion) для истинной причины, каковой может быть только Бог.

Лейбниц: «я считаю сочинения Декарта подступом к истинной философии, поскольку хотя он и не проник в самую ее сердцевину, однако приблизился к ней более, чем кто-либо из его предшественников».