Киники («кинос» - собака). Это скандально-известная школа.Главный теоретик кинизма – Антисфен и его последователи Диоген Синопский и Кратет. В латинском звучании «киники» = «циники» (нарушение норм культуры). Аскетизм– этическое учение, проповедующее самоотречение и подавление чувственных влечений как средство достижения высшего блага.

Антисфен. Обоснование кинизма. Если счастье зависит от удовлетворения потребностей, то оно тем достижимее, чем меньше у нас потребностей. 1) Кратчайший и вернейший путь к счастью лежит поэтому через ограничение потребностей. (В таком ограничении нет ничего невозможного, ибо наши потребности по большей части искусственны). 2) Чем меньше наши нужды, тем меньше наша зависимость от других людей и внешних обстоятельств, тем больше наша свобода.

   Но чтобы быть независимым, надо ни в чём не нуждаться. Это и есть свобода.

Лучше удавиться, чем испытать удовольствие => удовольствие ограничивает свободу. Призывают к отказу от всех благ жизни, от материальных благ любого плана.

Ориентация на отказ от нормы культуры привела к названию «собаки».

Греки относились терпимо к такому свободному поведению, т.к. они уважали любого свободного грека.

 [Учение Диогена никоим образом не было тем, что мы теперь называем циничным, как раз наоборот. Диоген – практикующий киник. Он высмеивал людей, зависящих от материальных благ. Ходил с фонарём по городу и кричал: «Ищу человека!».

Он пламенно стремился к добродетели, в сравнении с которой, как он утверждал, земные блага ничего не стоят. Он искал добродетель и моральную свободу в освобождении от желаний: будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха. Диоген считал, что Прометей был справедливо наказан за то, что принёс человеку искусства, породившие сложность и искусственность современной жизни. В этом он напоминает последователей даосизма, Руссо и Толстого, но более устойчив во взглядах, чем они. Только субъективные блага – добродетель или довольство, достигнутые путём смирения, - прочны, и только они поэтому имеют цену для мудреца.]

Кратет. Критика гедонизма. Смысл: отвержение и разоблачение великих иллюзий, двигавших поведением людей – 1) погони за удовольствиями, 2) стремление к богатству, 3) желание власти, 4) желание славы. Воздержание – условие зрелости и мудрости.

[Лучшее из учения киников перешло к стоицизму – вообще неизмеримо более полному, совершенному и законченному философскому учению.] Кинизм оказался менее жизненным, относительно других философских течений, в силу экстремизма и анархизма, а значит, неравновесия в основе, духовного убожества. Дерзость по отношению к людям. Они т.о. завоёвывали право критики.

Это иллюстрация тенденции в европейской культуре. Киники существовали как школа недолго, но кинический образ жизни сохранился в поведении отшельников, шутов, старцев.