Аристотель родился в Стагире(на границе с Македонией) в 384 г. до н.э.  Основные сочинения: Метафизика; О душе; Органон; Категории; Первая аналитика; Вторая аналитика; Топика; Физика; Никомахова этика; Политика; Поэтика. 

Предмет онтологии («первой философии», «метафизики») – сущее (ον). Разумеется, все науки изучают сущее – а что же ещё они могли бы изучать? Но частные науки изучают его
в каких-то специальных аспектах (физика, например, как подверженное изменению), и только онтология изучает сущее как таковое – сущее как сущее.

Сущее и его виды(10 категорий). Категории представляют собой основную смысловую группу бытия. Аристотель называет ихизначальными разделениями, высшими родами бытия. Перечень: Сущность; Количество; Качество; Отношение; Место; Время; Положение; Обладание; Действие; Страдание.

Сущность, называемая так в самом основном, первичном и безусловном смысле, – это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем,
как, например, отдельный человек или отдельная лошадь. А вторыми сущностями называются те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, –
и эти виды, и их роды; например, отдельный человек принадлежит к виду «человек», а род для этого вида – «живое существо».  Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определённое нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина-если измеримо. Качество (какое?); место (где?); время (когда?).

(Первые) сущности суть субъекты предикации; предицируются же (первым) сущностям:

качества и прочие виды сущего (относящиеся к остальным категориям), которые находятся в вещах; виды и роды, (т.е. так называемые вторые сущности), которые сказываются о вещах.

      Учение о причинности. О причинах говорится в четырёх значениях: одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи (ведь каждое «почему» сводится в конечном счёте к определению вещи, а первое «почему» и есть причина и начало); другой причиной мы считаем материю, или субстрат; третьей – то, откуда начало движения; четвёртой– причину, противолежащую последней, а именно «то, ради чего», или благо (ибо благо есть цель
всякого возникновения и движения).   

   Возможность и действительность. … Как строящее относится к способному строить, так бодрствующее относится к спящему и видящее к закрывающему глаза, но обладающему зрением, выделенное из материи к этой материи, обработанное к необработанному. И в этом различии одна сторона пусть означает действительность, другая – возможное.Возможность-1) способность производить изменения, 2) способность изменяться (принимать [другую] форму). Действительность-1) движение как незавершённая деятельность, 2) энтелехия как завершённость. Действительное предшествует возможному 1) по определению(так как мы не можем обозначить возможность без ссылки на соответствующее действительное состояние)

 2) во времени (так как всякому возможно сущему предшествует действительно сущее,
тождественное ему по виду, но не по числу) 3) по существу (во-первых, как целевая причина, во-вторых, поскольку всё возможное преходяще, а вечное первее преходящего).

    Теория универсалий. Каждая единичная вещь, единичное бытие есть сочетание «материи» и «формы». Форма – это активное начало, начало жизни и деятельности. Материя у Аристотеля, так же, как и у Платона, - это первичный материал, потенция вещей. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя и наоборот. [Благодаря форме материя есть какая-то определённая вещь, и это есть субстанция вещи.]

[Сущность метафизики Аристотеля состоит в том, что, чем больше имеется формы и меньше материи, тем более познаваемыми становятся вещи.] Высшая форма – перводвигатель, или Бог, пребывающий вне мира.