Аристотель родился в Стагире(на границе с Македонией) в 384 г. до н.э.  Основные сочинения: Метафизика; О душе; Органон; Категории; Первая аналитика; Вторая аналитика; Топика; Физика; Никомахова этика; Политика; Поэтика. 

О чем бы ни рассуждал Аристотель, логика отчетливо присутствует в его работах. Мысль, когда она находится в движении, показывает пройденный путь через определение элементов, структуру доказательств. Для Аристотеля логика не отдельная наука, а орудие всякой науки. Логику Аристотель рассматривал как науку о формах мышления; выделяют различие материй и форм (логика только формы).

В логических исследованиях Аристотеля интересовали три проблемы: вопрос о методе знания или диалектика; вопрос о двух основных методах выяснения знания достоверного, эти методы – определение и доказательства; вопрос о месте нахождения посылок знания, это индукция. Важная часть логики Аристотеля – его учение о понятии и о предложении.

Задача логики исследование и указание методов, при помощи которых известное данное может быть сведено к элементам, способным стать источником его объяснения. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Суждения возникают как результат объединения терминов в цепочку.

Аристотель классифицирует высказывания на 4 группы: утвердительные истинные, отрицательные истинные, утвердительные ложные, отрицательные ложные. Взаимоотношения между ними определяются тремя законами формальной логики: закон тождества - логические выводы надёжны лишь при условии, что все понятия (термины) в пределах рассуждения имеют один и тот же смысл; закон запрета противоречия - не могут  быть  одновременно истинными два  противоположных высказывания об одном и том же предмете; закон исключённого третьего - из двух противоположных высказываний об одном и том же предмете одно непременно истинно.

На основе законов логики Аристотель строит учение о категорическом силлогизме (буквально: о сосчитывании высказываний). Смысл силлогизма состоит в том, что в нём два крайних термина S и P соединяются посредством третьего M, общего обеим посылкам. В итоге получается определение, называемое выводом. Силлогизм - доказательство, состоящее из трех частей: большая посылка, меньшая посылка и заключение.   (Все люди смертны (большая посылка); Сократ - человек (меньшая посылка);=> Сократ смертен (заключение)).

Ошибки:1)Сократ смертен, а кто видел его смерть? Все люди смертны – убить всех людей, чтоб доказать.2)Предикат предиката может быть предикатом исходного субъекта. 3)Силлогизм - лишь один из видов дедуктивного доказательства (математика дедуктивная, но построена не на силлогизмах).

Понятие- это то общее, что присуще всем предметам данного вида или рода. Общим у предметов одного вида (рода) является форма, тогда как материя предмета выступает как принцип индивидуации. Суждение – это такая форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений. Элементарное суждение можно представить в виде формулы: S не есть P. Суждение выражает либо истину, либо ложь. Эти подразделения важны для уяснения следующей формы мышления – умозаключения. Умозаключение – это такое логическое действие, в результате которого из одного или нескольких – определённым образом связанных – суждений (именуемых посылками) получается новое суждение (вывод), в котором содержится новое знание. Элементарное умозаключение исходит из одной посылки (такое умозаключение называется непосредственным).

Основное правило логического выбора: Если термин не распределён в посылке,
он не может быть распределён в выводе. Правила терминов: 1)В силлогизме имеется три термина – не больше и не меньше. 2)Термины, не распределённые в посылках, не могут быть распределены в выводе. 3)Средний термин должен быть распределён хотя бы в одной из посылок. Правила посылок: 1)из двух частных посылок нельзя получить никакого вывода. 2)Если одна из посылок – частное суждение, то и вывод (если он вообще возможен) может быть только частным. 3)Из двух отрицательных посылок нельзя получить никакого вывода. 4)Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и вывод должен быть отрицательным.

Логика Аристотеля, по словам Канта, родилась совершенной. Эту логику называют формальной, хотя нельзя не заменить, что она воспроизводит категориальную структуру бытия. Применение символов в логическом исчислении изменило многое, сегодня трудно назвать силлогизм исключительной формо умозаключения, как полагал Аристотель. Все же признаем, что без его логики не были бы написаны «Новый Органон» Бэкона, «Система логики» Дж.Стюарта Милля. Трансцендентальную логику Канта, логику беконечно развивающегося духа и всю традицию западного логического дискурса мы справедливо связываем с «Органоном» Аристотеля.