Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) «Богословско-политический трактат» ,«Этика»

Спиноза был высоко образованнвым ученым, источники его вдохновения-самые разнообразные:позднеантичная философия, средневековая еврейская схоластика, философия Возраждения, из современников наибольшее влияние имели Декарт и Гоббс. Новый синтез стал важнейщим этапом западной философии.

Монистический рационализм. Онтология Спинозы (критика дуализма, пантеизм, детерменизм).

[Метафизическая система Спинозы принадлежит к типу, начало которому положил Парменид. Существует только одна субстанция: «Бог или природа», - и ни что, что ограничено, не является самосуществующим.  Критика дуализма. Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя. Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее её сущность. В природе вещей не может быть двух или более субстанций одной и той же природы, иными словами – с одним и тем же атрибутом. Бог, или субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, необходимо существует. Кроме Бога никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема. Отсюда самым ясным образом следует, 1) что Бог един, т.е. что  в природе вещей существует только одна субстанция, и эта субстанция абсолютно бесконечна; 2) что вещь протяжённая и вещь мыслящая (res extensa et res cogitans) составляют или атрибуты Бога или состояния (модусы) атрибутов Бога.

Для Спинозы и мышление и протяжённость были атрибутами Бога. У Бога есть также безграничное число и других атрибутов, так как в любом отношении он должен быть бесконечен. Может быть только одно существо совершенно положительное, и оно должно быть абсолютно безгранично. Исходя из этого, Спиноза пришёл к полному и безраздельному пантеизму. Согласно Спинозе, все в мире управляется абсолютной логической необходимостью. Нет такой вещи, как свобода воли в духовной сфере или случайность в мире физическом. Всё, что случается, есть проявление непостижимой природы Бога, и логически невозможно, чтобы события были иными, нежели они есть (как же грех?).  Точка зрения Спинозы направлена на освобождение людей от тирании страха: «Человек свободный ни о чём так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни».]

Пантеизм – религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог и мир суть одно (Бог имманентен миру), букв.: «Бог во всём» и/или «Всё божественно». Всё, что только существует, существует в Боге, и без Бога не может ни существовать, ни быть представляемо. Из необходимости божественной природы должно вытекать бесконечное множество вещей бесконечно многими способами. Бог есть производящая причина всех вещей, какие только могут быть представлены бесконечным разумом. Бог действует единственно по законам своей природы и без чьего-либо принуждения. Бог есть имманентная причина всех вещей, а не действующая извне. Под природой порождающей нам должно понимать то, что существует само по себе и представляется само через себя, иными словами, такие атрибуты субстанции, которые выражают вечную и бесконечную сущность, т.е. Бога, поскольку он рассматривается как свободная причина. А под природой порождённой я понимаю всё то, что вытекает из необходимости природы Бога, т.е. все модусы атрибутов Бога, поскольку они рассматриваются как вещи, которые существуют в Боге.

Детерменизм. В природе вещей нет ничего случайного, но всё определено из необходимости божественной природы. Вещь, которая определена к какому-либо действию, необходимо определена таким образом Богом, а сама себя определить не может. Вещь, которая определена Богом к какому-либо действию, не может сама себя сделать не определённой к нему. Вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены.

Всё, что по нашему представлению находится во власти Бога, необходимо существует. Различие между свободой и несвободой заключается не в отсутствии и наличии детерминации (в природе вообще нет ничего недетерминированного), а лишь в различии характера этой детерминации. Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой же или, лучше сказать, принуждённой называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определённому образу.

Гносеология. Определения, аксиомы и постулаты-->теоремы->леммы, схолии, королларии. Физическая и логическая необходимость. Мышление составляет атрибут Бога, иными словам Бог есть вещь мыслящая (res cogitans). Протяжение составляет атрибут Бога, иными словами Бог есть вещь протяжённая (res extensa). Субстанция мыслящая и субстанция протяжённая составляют одну и ту же субстанцию, рассматриваемую под разными атрибутами. Всё, что вытекает из бесконечной природы Бога формально, в том же порядке и той же связи проистекает в Боге из его идеи объективно. Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. Круг, существующий в природе, и идея этого круга, находящаяся также в Боге, есть одна и та же вещь, выраженная различными атрибутами. Так что, будем ли мы представлять природу под атрибутом протяжения, или под атрибутом мышления, или под каким-либо иным атрибутом, мы во всех случаях найдём один и тот же порядок, иными словами, одну и ту же связь причин, т.е. что те же самые вещи следуют друг за другом. Три рода познания: мнение или воображение (познание через песпорядочный опыт и познание из знаков); рассудок (познание из общих понятий); интуиция (непосредственное усмотрение сущности вещей). Познание первого рода [мнение или воображение] есть единственная причина ложности, познание же второго [рассудок] и третьего [интуиция] рода необходимо истинно.

Этика Спинозы. В душе нет никакой абсолютной или свободной воли; к хотению душа определяется причиной, которая определена другой причиной и т.д. Аффект может быть ограничен или уничтожен только противоположным и более сильным аффектом. Из двух благ мы по руководству разума будем следовать бóльшему, а из двух зол – меньшему. [Интеллектуальная] любовь к Богу [третий, высший, род познания] составляет самое высшее благо, к которому мы можем стремиться.  Это познание если и не уничтожает аффекты, то, по крайней мере, достигает того, что они составляют наименьшую часть души.  Порядок и связь идей, по словам Спинозы, соответствует порядку и связи вещей, причем и те и другие суть только следствия божественной сущности. Отсюда вытекает определение души как идеи человеческого тела.  Спиноза не признает такой способности, как воля: единичная человеческая душа не есть нечто самостоятельное, она не есть субстанция, дух человека-это не что иное, как модус мышления, а потому согласно Спинозе, «воля и разум - одно и то же» человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь  и свои желания, полагает Спиноза. « Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать»- вот основные положения спинозовской этики. Смысл философии Спинозы в чистом и отстраненном, свободном от волнения и любой страсти постижении.