В конце 4 в. до н.э. уже после основания «Сада», в Афинах родилась другая школа, которой было суждено стать знаменитейшей. Основателем был Зенон, молодой семит, родившийся на острове Крит. Идеи «Сада» затронули его больше всего, не удивительно поэтому, что мы находим у Зенона и его последоателей серию эпикурейских тезисов и наоборот. Не будучи афинянином, Зенон не имел права арендовать целое здание, поэтом он проводил свои лекции в некоем Портике, (по-гречески Стоя), поэтому приверженцев школы стали называть стоиками. И если философия Эпикура на практике лишь повторялась без каких-то модификаций, то философия Зенона подвергалась постоянным новациям и поэтому эволюционировала.

Принято выделять 3 периода в истории Стои: 1) период античной Стои(4-3 вв.) во главе с триадой-Зенон, Клеанф, Хрисипп; 2) период «средней стои» (2-1вв) Панэтий и Посидоний; 3) период римской Стои(1-2 н.э), или новой Стои христианской эпохи, представленной лучше всего благодаря богатейшим источниками Луций Сенека (Нравственные письма к Луцилию; О благодеяниях; Рассуждения о природе; О блаженной жизни; О скоротечности жизни; О провидении); Эпиктет(Беседы);Марк Аврелий (К самому себе).

Высшей целью человеческой деятельности стоики считали счастье. По учению Зенона, высшее человеческое счастье – жизнь, согласная с природой человека. Счастливая жизнь – это добродетельная жизнь, и человек должен стремится к добродетели ради неё самой. Добродетель – искусство правильной жизни. Первичное влечение природы есть стремление к самосохранению, или любовь к себе.

К телесному стоики относили жизнь, здоровье, красоту, смерть, болезни, уродство, рабство.

Закон, который правит миром и предписывает каждому отдельному существу должный образ действия и поведения, есть логос. Действия человека, выверенные Логосом, согласные с природой, а значит, рационально корректные, -как морально совершенные стоиками названы долгом.

Главным источником пороков и бедствий человека стоики считали аффекты, под которыми понимали чрезмерное влечение, переходящее меру, влечение, не подчиняющееся логосу. Основных аффектов 4: печаль, удовольствие, страстное хотение и страх. Из аффектов – единичных душевных состояний - возникают привычные душевные состояния – болезни или бессилие души.

Основные 4 добродетели: рассудительность, умеренность, справедливость и мужество. Им противостоят 4 основных порока: неразумие, необузданность, несправедливость и трусость. Избавиться от них можно только посредством совершенной мудрости и добродетели. Источник всякого зла – наши аффекты, их надо искоренять. Искоренение аффектов или бесстрастность есть апатия.

Луций Аней Сенека. Этика римской стои.

Высшим благом можно признать лишь то, что ни при каких обстоятельствах не может стать причиной несчастья. Всё, принадлежащее нам внешним образом (богатство, здоровье и т.п.), может быть утрачено, утрата же того, что мы ценим, делает нас несчастными. Поэтому ни богатство, ни здоровье, ни  высокое общественное положение, ни семейное благополучие не могут считаться высшим благом. Единственное достояние человека, которое не может быть у него отнято, это мудрость, следовательно мудрость и есть высшее благо. Мудр тот, кто понимает, что такое высшее благо, счастлив – тот, кто им обладает, а так как высшее благо – это мудрость, то мудрец счастлив.

Еще 1 момент-известная доктрина «апатии», т.е. недопущение страстей, возмущающих величественный покой души. Счастье, следовательно,-это апатия, бесстрастность и бесстрашие.