Людвиг Фейербах (1804-1872). Основные сочинения: К критике философии Гегеля; Сущность христианства; Основные положения философии будущего; Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии; О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли; Эвдемонизм.

С точки зрения Ф., философия и религия - противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, а в философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Величайшая задача философии - критика религии, разоблачение иллюзий.

Для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение Бога, а часть вечной природы. В этом суть антропологизма Ф. Центр - человек как психофизическое единство, единство души и тела.

Антропологический принцип Фейербаха выражается в том, что он по новому интерпретирует само понятие "объект". Понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - другой человек.

Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.

Антропологический принцип в философии:

  • Единство мышления и бытия, о котором трактовала философия тождества Шеллинга и Гегеля, реально лишь в человеке – единственном субъекте мышления.
  • Но человека отличает от животных не только способность мышления: если бы он не отличался от животных в своих ощущениях, то не отличался бы от них и в мышлении. Сущность человека – это прежде всего чувственность, проявляющаяся в многообразии переживаний, стремлении к счастью, любви, т.е. жизни не только ума, но и сердца.
  • Человек осознаёт себя человеком лишь в общении, в основе своей – чувственном, с другим человеком: самосознание «Я» опосредовано сознанием «Ты».  Самосознание, следовательно, сопровождается осознанием человеческой сущности как родовой: 

o  стремление к единению с другим («Я» с «Ты»),

o  пробуждает осознание принадлежности к роду,

o  каковое и есть разум (= любовь),

o  причём эта родовая сущность осознаётся как тождественная во всех индивидах и образующая их родовое единство.

  • Но между родовой сущностью человека и его индивидуальным существованием имеется противоречие: разум, например (вопреки Канту) ограничен лишь в индивиде, но не в роде.
  • Попыткой преодоления этого противоречия является религия.
  • Религия – не просто результат корыстного обмана (хотя её и используют в корыстных интересах) и невежества (хотя непонимание её корней и её действительной функции играет существенную роль в её возникновении и в сохранении её в существующей – «отчуждённой» – форме).
  • Сущность религии – в перенесении родовой сущности человека, не реализуемой в индивидуальном человеческом существовании, на индивидуальное существо и в поклонении этому существу как своего рода «идеальному человеку».
  • В результате такого переноса это антропоморфное идеальное существо оказывается наделённым атрибутами человеческого рода, которых лишены действительные человеческие индивиды: бессмертием, могуществом, всеведением и пр., иными словами – традиционными атрибутами Бога монотеистических религий.
  • Но такое разрешение противоречия между сущностью и существованием человека ведёт к «отчуждению» – отрыву человеческой сущности от самого человека, противопоставлению первой второму и – сначала идеальному, а потом и реальному –  порабощению человека плодом его собственной фантазии.

Это «отчуждение» должно быть преодолено: необходимо вернуть реальному, живому «ты» его законное место в мыслях, чувствах и сердце «Я», не по праву занятое Богом – этой проекцией вовне человеческих  желаний.

23.1 Основные этапы развития западной философии

Античная философия (VI в. до н.э. – III в. н.э.)

•                                     Ранняя античная философия (VI-V в. до н.э.) (досократики)

•                                     «Высокая классика» (конец V – IV в. до н.э.)

•                                     Эллинистическая философия (конец IV – I в. до н.э.)

•                                     Поздняя античная философия (I-III вв. н.э.)

Средневековая философия (IV-XIV вв.)

•                                     Патристика (IV-VIII вв.)

•                                     Схоластика (XI-XIV вв.)

Философия Возрождения (XV-XVI вв.)

Новая философия (XVII – 1-я треть XIX в.)                                                 

Современная философия (с 40-х гг. XIX в.)

Античные философы хотели понять природу, средневековые хотели понять Бога.

Новая философия наукоцентрична, тогда как новейшая философия социоцентрична.

Также новую философию можно разделить на периоды до Канта и после Канта.

Античная греческая и греко-римская философия имеют более чем тысячелетнюю историю с 6 в. до н.э. до 3 в. н.э. 1) Эпоха натуралистов. Между 6 и 5 вв.до н.э. мы видим представителей разных школ: ионийцев, пифагорейцев, элеатов, атомистов, эклектиков. 2) Софисты и Сократ стали первыми гуманистами, они попытались ответить на вопрос, в чем же суть человека. Платон и Аристотель дали важнейшие образцы большого философского синтеза. 3) Эллинистический период эпохи завоеваний Александра Македонского закончился вместе с языческой эрой кинизма, эпикуризма, стоицизма, скептицизма, эклектизма.

Средневековье.  Патристика. Философское осмысление христианской догматики (Проблема триединства Бога; Проблема Боговоплощения; Проблема иконопочитания).

 Проблема теодицеи (Зло как недостаток блага; Иллюзия зла как следствие абсолютизации частной точки зрения; Зло как злоупотребление свободой воли) Философия истории (Смена цикличной парадигмы линейной; История как мистическая драма).  Схоластика. Проблема веры и разума.бытия Бога (Онтологическое доказательство; Космологические доказательства; Каузальный вариант; Модальный вариант; Телеологическое доказательство); Проблема универсалий (Реализм; Номинализм; Концептуализм).

С Бэконом в истории Запада возникает «новая интеллектуальная атмосфера». Он исследовал функцию науки в жизни и истории человечества; сформулировал этику научного исследования вопреки менталитету магического типа; заложил фундамент современной энциклопедии наук, которая станет 1 из наиболее важных деяний европейской философии.

От гносеологического оптимизма Бэкона …(Знание – сила. Развитие науки – залог будущего благоденствия человечества.) … через сведение эмпиризма к сенсуализму (Локк) и элиминацию объективного предмета науки (Беркли) … … к гносеологическому пессимизму Юма. (Достоверное знание  невозможно и не нужно. Стремление к нему порой даже вредно)

Декарт (дуализм: дух и материя), Спиноза (монизм: бог или природа), Лейбниц (плюрализм: монады). Предмет познания-это материальная субстанция, как  может непротяженный дух раскрывать протяженную материю.

Доведенный до логической крайности, эмпиризм наталкивается на непреодолимые трудности: великая задача поисков новых путей и решений, способных предотвратить как иррационалистические и скептические крайности, так и крайности противоположного рода, связанные с рационалистическими философскими системами, выпала на долю Канта.

Гегель. Младогегельянцы (Штраус, Бауэр). Фейербах.

Маркс-известный немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и получили название «марксизм».