Доведенный до логической крайности, эмпиризм наталкивается на непреодолимые трудности: великая задача поисков новых путей и решений, способных предотвратить как иррационалистические и скептические крайности, так и крайности противоположного рода, связанные с рационалистическими философскими системами, выпала на долю Канта. Иммануи́л Кант (1724, Кёнигсберг, Пруссия[1] — 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, Всеобщая естественная история и теория неба (1755); Критика чистого разума (1781/1787); Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783); Основы метафизики нравственности (1785); Критика практического разума (1788).

Возможность априорных синтетических суждений: Аналитическое суждение – суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) заключено в содержании логического подлежащего (субъекта). (примеры: все тела протяженны, целое больше своей части)   Синтетическое суждение – суждение, в котором содержание логического сказуемого (предиката) не заключено в содержании логического подлежащего (субъекта). (примеры: некоторые тела имеют тяжесть, «Лунная соната» состоит из трех частей). Общий принцип аналитических суждений – закон противоречия. (Противоречиво отрицать за субъектом признак, который мыслится в самом понятии субъекта.) Синтетические суждения нуждаются в ином принципе, нежели закон противоречия. (Нет никакого противоречия в том,  что за субъектом отрицается признак, не принадлежащий понятию субъекта.) Априорное суждение – суждение, истинность которого устанавливается независимо от опыта. Апостериорное суждение – суждение, истинность которого удостоверена опытом. Априорные(доопытные)-количество общие, модальность-аподектические (безусловные); Апостеорные (опытные суждения)-кол-во частные(единичные); модальность-ассертоические (суждения действительности). Науки опираются на опыт, но они не могут основываться исключительно на опыте, поскольку их законы имеют форму общих аподиктических суждений.

Возможность априорных синтетических суждений: Апостериорные (ассерторические): синтетические-апостериорные суждения синтетичны; все аналитические суждения априорны. В математике (априорн. синтетич.): 7+5=12 ……

Трансцендентальная эстетика: Синтетическая работа созерцания: Наша память упорядочена во времени. Содержащаяся в нашем разуме «шкала времени» позволяет нам помнить не только содержание, но и последовательность ощущений. Также в нашем разуме, содержится не только «шкала времени», но и определённая модель пространства.

Время и пространство как априорные формы чувственного восприятия: ВРЕМЯ: форма внутреннего созерцания, бесконечно, одномерно, однонаправлено, априорная основа арифметики; ПРОСТРАНСТВО: форма внешнего созерцания, бесконечно, трехмерно, изотропно, априорная основа геометрии.

Общий вывод: Предмет восприятия не дан нашей чувственности, а конструируется ею из материала ощущений. Данные ощущений соединяются в целостный образ (синтезируются) соответственно априорным формам самой чувственности.

Трансцендентальная аналитика: Трансцендентальное единство апперцепции – единство и тождественность самосознания как предпосылка познавательного синтеза. Апперцепция (лат. ad, к,  percepcio, восприятие) – рефлектирующее сознание (в отличие от неосознаваемых восприятий – перцепций); самосознание. Трансцендентальное (лат. transcendentalis, выходящий за пределы) – в кантовской философии то, что делает возможным опытное познание (в отличие от трансцендентного – выходящего за пределы опыта). 

Многообразные представления, данные в некотором созерцании, не были бы все вместе моими представлениями, если бы они не принадлежали все вместе одному самосознанию. Только в силу того, что я могу постичь многообразное [содержание] представлений в одном сознании, я называю их все моими представлениями; в противном случае я имел бы столь же пёстрое разнообразное Я, сколько у меня есть сознаваемых мной представлений. Не предмет заключает в себе связь, которую можно заимствовать из него путём восприятия, только благодаря чему она может быть усмотрена рассудком, а сама связь есть функция рассудка, и сам рассудок есть не что иное, как способность a priori связывать и подводить многообразное [содержание] данных представлений под единство апперцепции. Дедукция чистых рассудочных понятий:СУЖДЕНИЯ – по количеству (общие, частные, единичные), - по качеству (утвердит., отрицат., бесконечн.), по отношению (категорич., гипотетич., разделительн.), по модальности (проблематическ., ассерторическ., аподиктичек.). КАТЕГОРИИ – количества (единство, множ-во, целокупность), - качества (реальность, отрицвн., ограничен.), - отношения (субстанция и акциденция, причина и действие, взаимодействие), - модальности (возможность, существование, необходимость). Познавательные процессы возможны, потому что мир умеет познавать,познание-синтез форм.

Трансцендентальный идеализм: общая схема:

Уровень синтеза

Способность

Априорные формы

Наука

Раздел

Чувственность

Созерцание

Пространство и время

Математика

Трансценд. эстетика

Рассудок

Суждение

12 категорий

Естествознание

Трансценд. аналитика

Разум

Умозаключение

Три идеи: мир, душа, Бог

Метафизика

Трансценд. диалектика

Наиболее важная работа Канта – «Критика чистого разума». Её цель состоит в том, чтобы доказать, что, хотя, никакое наше знание не может выйти за пределы опыта, тем не менее оно частично априорно и не выводится индуктивно из опыта. С одной стороны, существует различие между аналитическими (предикат является частью субъекта) и синтетическими суждениями (все суждения, которые мы знаем только благодаря опыту, но Кант не допускает обратного, то есть того, что все синтетические суждения известны только благодаря опыту), с другой стороны – различие между априорными (суждение,
истинность которого устанавливается независимо от опыта; все суждения чистой математики) и эмпирическими суждениями (суждение, которое мы не можем знать, кроме как с помощью чувственного восприятия; факты истории и географии, законы науки). Кант принял взгляд, что закон причинности синтетичен, но тем не менее утверждал, что он известен a priori. Он утверждал, что арифметика и геометрия являются синтетическими и априорными. Формулировка проблемы: как возможны априорные синтетические суждения.

Познание имеет в своей основе суждение, но не всякое суждение может быть познавательно.

Кантовская трансцендентальная философия демонстрирует, что в действительности всякое знание по своей природе антиномично, поскольку в основе представляет собой единство двух противоположных элементов – чувственности и рациональности.