Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770-1831), род. в Штутгарте, умер в Берлине. Основные сочинения: Феноменология духа; Наука логики; Энциклопедия философских наук. Один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.

Основные принципы философии Гегеля. Тождество субстанции и субъекта. Если познавание рассматривать как орудие для овладения сущностью, то следует учесть, что применение орудия изменяет объект воздействия. Может показаться, что если нам известен способ действия орудия, мы можем вычесть из результата то, что в нём принадлежит этому орудию. Однако если из объекта воздействия вычесть результат воздействия, мы лишь получим объект в исходном, в данном случае – непознанном, виде. Эта скептическая аргументация лишь  кажется неопровержимой; на деле же
она исходит из предпосылок, которые  сами нуждаются в доказательствах, а именно:
из представления о познавании как  о некотором орудии и из отличия нас самих от этого познавания. Субстанция-Дух (субстанция-субъект)-Объект. Действительность как процесс саморазвития. Истинное есть целое. Но целое есть только сущность, завершающаяся через своё развитие. Об абсолютном нужно сказать, что оно по существу есть результат, что оно лишь в конце есть то, что есть оно поистине; и в том-то и состоит его природа, что оно есть действительное,субъект или становление
самим собою для себя.  В основе мира по Гегелю лежит абсолютная идея, которая напоминает мир идей Платона – это как бы идеальное содержание.

Структура абсолютной реальностиЛогика (дух в себе). Чистое бытие есть нечто. Чистое бытие образует начало, потому что… первое начало не  может быть чем-то опосредованным и определённым. Результат становления представляет собой…наличное бытие. «В себе», в которое нечто рефлектировано внутри себя из своего бытия-для-иного, уже не есть абстрактное «в себе», а как отрицание своего бытия-для-иного опосредовано последним, которое составляет, таким образом, его момент. Наличное бытие есть бытие, имеющее определённость, которая есть непосредственная, или сущая определённость, есть качество. Наличное бытие есть бытие, имеющее определённость, которая есть непосредственная, или сущая определённость, есть качество. Качество  есть определённость, тождественная с бытием.  Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя своё качество, оно перестаёт быть тем, что оно есть. Количество есть определённость бытия, не тождественная с самим бытием. Количество, в отличие от качества, есть такое определение, к изменению которого определённая вещь относится безразлично. Мера есть качественно определённое количество, т.е. количество, с которым связано некое наличное бытие или некое качество. Когда изменяется мера вещи, изменяется сама вещь, и нечто, переходя  свою меру, увеличиваясь  или уменьшаясь сверх меры, исчезает. Мера как единство качества и количества есть, следовательно, завершённое бытие. Снятое бытие есть сущность. Действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования. Логика (сущность, понятие, бытие).

Логика-природа-дух. Мы начали с бытия, с абстрактного бытия… Теперь…мы имеем идею как бытие. Но эта идея, обладающая бытием, есть природа. Природа есть идея в форме инобытия. Развитие духа состоит в том, что его выход из себя и самораскрытие есть вместе с тем его возврат к себе. Природа (физика, органика, механика).

Дух (в себе и для себя). Природа… не доходит до сознания самой себя… Только человек впервые поднимается от единичности ощущения  к всеобщности мысли, к знанию о самом себе, к постижению… своего «я». В душе пробуждается сознание;  сознание полагает себя как разум, освобождающий себя посредством своей деятельности… Подлежащий порождению духом и порождённый  им мир – это  объективный дух.

Уровни духа: - субъективный дух – дух, выраженный в одном человеке (Дух, сознание, душа). - объективный дух – нравственность, право нет в природе, но необходимо выработать, чтобы выжить (моральность, право, нравственность) - абсолютный дух (3 уровня: религия – самый древний, искусство, философия)

   Целое во всей его сложности называется Гегелем абсолютом.