Марксистская философия, как и марксизм в целом, возникшие в конце 40-х годов Х1Х в., были исторически обусловленными явлениеми. Критически переработав гегелевскую идеалистическую диалектику, устранив недостатки предшествующего материализма (метафизичность, механистичность, созерцательность, непоследовательность - неспособность материалистически объяснить явления общественной жизни) Маркс и Энгельс создали философии, соединившую в себе материализм и диалектику. С самого начала они сделали упор на революционно - практическую роль философии. В ’Тезисах о Фейербахе’ (1845) Маркс это четко выразил: ’Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его’.

     Обоснованно критикуя современное им капиталистическое общество, Маркс и Энгельс создали проект радикального переустройства общества на началах социальной справедливости и равенства. Идеи Маркса оказали огромное влияние на духовную атмосферу Х1Х - ХХ вв. Однако попытки их практического воплощения окончились неудачей. В России и в ряде других стран, ориентирующихся на идеи Маркса и Ленина, вместо экономически эффективного и социально справедливого общества были построены тоталитарные общества, которые, в конечном итоге, потерпели историческое поражение в экономическом и идеологическом соревновании с капиталистическими странами.

     Главная теоретическая ошибка Маркса состояла в том, что он не учел потенциал развития, заложенный в самом капитализме. Справедливо критикуя ранние формы капитализма, Маркс принял их за сущностные, зрелые формы капитализма, сделав ошибочный вывод о том, что капитализм исчерпал заложенный в нем позитивный потенциал и что он неизбежно должен уступить место более прогрессивному строю-коммунизму. Ход истории показал ошибочность этого вывода.

    Рассматривая человека как совокупность производственных отношений, т.е подчеркивая социальную сущность человека, марксизм фактически рассматривал человека как функцию социальных отношений. Каковы социальные отношения – таков и человек. И если человек угнетен, забит, озлоблен (пролетарий), то виноваты в этом несправедливые общественные отношения капитализма, уродующие человека. Достаточно изменить революционным путем эти отношения и человек станет свободным, творческим существом. Жизнь опровергла эти романтическо-утопические иллюзии Маркса. 

    Поскольку человек рассматривается в марксизме как функция социальных отношений, а последние трактуются в марксизме как закономерно необходимые, то в трактовке человека преобладают общие, родовые характеристики, а не личностно индивидуальные. Человек выступает как типичный представитель класса (личность пролетария, личность буржуа). Это недооценка в марксизме личностного начала, когда отдельный человек с его заботами, тревогами, нуждами мало что значил, послужила теоретической основой тоталитарных режимов, подавлявших свободу и достоинство человека во имя ‘благих’ целей освобождения человечества от ига капитализма. К этому можно добавить, что в марксизме человек трактуется прежде всего как социальное, предметно-практическое существо. Человек как духовно-нравственное существо находится в глубокой тени. Это и неудивительно, если учесть, что в марксизме сознание человека, его духовный мир рассматриваются в качестве хотя и важных, но подчиненных, функциональных характеристик человеческого бытия. Сознание призвано направлять, регулировать активную предметно-практическую, преобразительную деятельность по переустройству мира.

     Несмотря на высказанные критические замечания в адрес марксизма и марксистской философии, необходимо отметить, что марксизм обогатил философию новыми идеями и подходами, которые так или иначе получили дальнейшее развитие и в трансформированном виде были ассимилированы человеческой культурой.