В диалектическом материализме категория материи играет важнейшую роль. Материя рассматривается как все многообразие конкретных материальных образований и в то же время как сохраняющаяся основа (субстанция) всех конкретных существований. Материя существует не в отрыве от конкретных вещей, не вне и наряду с ними, а в них и через них. Поэтому попытки видеть, осязать материю как таковую подобны попыткам наряду, скажем, с конкретными плодами осязать, видеть «плод вообще».

           В определении материи, которое дается в диалектическом материализме, выделены два ее свойства: быть объективной реальностью, т.е. существовать независимо от человеческого сознания и способность отражаться человеческим сознанием. Определение материи не исчерпывает содержание понятия материи, в котором материи приписывается ряд атрибутивных свойств, т.е. свойств, неразрывно связанных с материей. К числу последних относят структурность, неисчерпаемость, способность к самодвижению, несотворимость, бесконечность, пространство и время и др. Среди них есть признаки явно постулативного характера: несотворимость, неисчерпаемость, бесконечность, самодвижение, т.е. признаки, которые принимаются на веру в рамках диалектико-материалистического мировоззрения, ибо не могут быть доказаны ни практическим путем, ни логическими процедурами.

             В рамках диалектического материализма, движение рассматривается как способ существования материи. Движение понимается как всякое изменение. Движение представляет собой противоречивое единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности и т.п. Наличие в движении моментов относительной устойчивости, прерывности дает возможность материи «развернуться» во многообразии своих структурных уровней (от микрочастиц до Метагалактики).

             Пространство и время рассматриваются как формы существования материи. Выражение «материя существует в пространстве и времени» не следует понимать так, будто материя «помещена» в пространство и время. Имеется ввиду, что пространство есть некая система отношений материальных объектов, характеризующая рядоположительность,  протяженность, сосуществующих объектов, явлений. А время характеризует отношения между явлениями в аспекте  порядка их смены, длительности протекания и т.п. Время – это отношения в рамках потенциального осуществимого, становящегося бытия вещей. Пространство – отношения в рамках актуально осуществленного, ставшего, структурно сосуществующего бытия вещей.

             Время как характеристика становящегося бытия вещей как бы «переходит» в пространство, в ставшее, развернутое бытие вещей, более «спокойное», хотя и не застывшее. Можно привести аналогию. Стремительно несущаяся горная река,  попадая на равнину, «успокаивается» и течет неторопливо, просторно, разворачиваясь на местности. Стремительный поток горной речки подобен стремительному бегу времени, а «успокоенное» (но не застывшее!) течение этой реки в долине, ее развернутость подобны пространственным отношениям, где есть своя динамика, но отличная от динамики становящего бытия (время). Конечно, аналогия с горной речкой весьма и весьма условна.

             Пространство и время различаются по некоторым, так называемым, топологическим свойствам, характеризующим, в отличии от метрических свойств (протяженность, длительность, однородность, изотропность), структурные особенности бытия вещей. Пространство трехмерно (по крайней мере в известных нам областях мира), а время одномерно. Пространственные отношения обратимы (в одну и ту же точку пространства можно неоднократно возвращаться). Время же необратимо, ибо нельзя вернуться в прошлое, что связано с необратимо изменяющимся процессом развития во времени.

           Пространственно - временные характеристики конкретных объектов и процессов (расстояние, объем, длительность и др.) выражаются конечными величинами. Но что можно сказать о пространственно-временных характеристиках мира в целом? На этот счет существуют различные точки зрения. Диалектический материализм, справедливо считая пространство и время атрибутами материи, постулативно приписывает материи бесконечность в пространстве и вечность во времени. Такие утверждения носят именно постулативный характер, ибо не вытекают ни из практического опыта, ни из каких либо логических процедур. Религиозная точка зрения, также считает пространство и время атрибутивными характеристиками материи, но бесконечность и вечность рассматривает не как свойства пространства и времени, а как атрибуты божественного бытия. Диалектико-материалистический постулат о несотворимости и неуничтожимости материи исходит из понимания вечности как временной характеристики, трактуя вечность как бесконечное (нескончаемое) время. Тогда как в религиозной трактовке время рассматривается как атрибут тварного бытия, а вечность понимается не как бесконечное время, а как принципиально иной модус бытия (божественного), для которого время, каким бы продолжительным оно не было, не более чем точка. В вечности нет различия «до», «после», «прошлое», «настоящее», «будущее» (это характеристики времени). Вечность есть актуальная полнота трансцендентного (вне мира) бытия, в котором прошлое, будущее, как бы они не были разделены во временном плане, актуально как бы  «совмещены», преодолены. Вечность и есть преодоление времени, «обладание» временем. Иными словами, в вечности, в трансцендентной полноте божественного бытия, время «свернуто» в точку. Но эта точка в бытии мира разворачивается миллионами и миллиардами лет, которые для Бога не более чем «мгновения» Его бытия. Такова в общих чертах концепция теизма, касающаяся различия времени и вечности и основанная на вере в трансцендентное существование Бога. Диалектико-материалистическая концепция основана на вере в материю (в ее несотворимость, бесконечность и т.п.).