Диалектика представляет собой учение о всеобщей связи и развитии в природе, обществе и мышлении. Различают объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика – это диалектика самого материального мира, вне зависимости от того осознает человек эту диалектику или нет. Субъективная диалектика – это отражение объективной диалектики в сознании человека в той или иной форме.

           Диалектический взгляд на мир предполагает, что все явления и процессы рассматриваются в их взаимосвязи как изменчивые, развивающиеся. Соответственно, понятийные формы, в которых отображается диалектика мира, должны быть также гибки, подвижны, чтобы воспроизвести диалектически развивающуюся действительность. Метафизический взгляд на мир* (метафизика здесь понимается не как учение о сверхчувственных принципах и началах бытия, а как антипод диалектики) предполагает рассмотрение явлений и процессов вне их внутренней органической взаимосвязи и развитии (хотя и  не вне движения).

           Софистика – это способ рассуждения, который внешне напоминает диалектический ход мыслей, и связан с преднамеренным нарушением законов логики. Софистика – как бы имитатор диалектики, пародирующий определенные особенности диалектического мышления. В частности, софистика абсолютизирует, доводит до крайности, подвижность, гибкость понятий, не считаясь с законами логики, используя различные ухищрения, часто "выворачивая наизнанку" понятия с целью получить нужный вывод, внешне правдоподобный. Используя такую беспринципную гибкость можно "обосновать" любое ложное утверждение.

      Еще одним имитатором диалектики является эклектика, которая имитирует, пародирует требование диалектического мышления о всестороннем рассмотрении явлений. Эклектическое  соединение двух или более сторон объекта, взятых случайно, вырванных из контекста, создает именно видимость всестороннего диалектического рассмотрения, но не более.