В основе диалектики как концептуальной системы лежат принципы диалектики (принцип – руководящая идея, основополагающее понятие), среди которых можно выделить два главных – принцип всеобщей связи и принцип  развития. Эти два принципа диалектики, лежащие в ее основании, определяют саму суть диалектики как учения о всеобщей связи и развитии. Необходимо различать развитие и движение (всякое изменение). Развитие – это направленные, необратимые изменения, ведущие к появлению каких то новых объектов, свойств, структуры и т.п. Признак «новизны» является определяющим в понимании развития. Эта новизна может проявляться как в усложнении и повышении уровня организации (прогресс), так и в упрощении организации, в необратимых изменениях от высшего к низшему  (регресс).

             Следующий концептуальный слой диалектики – законы диалектики. Закон – это объективная, необходимая, общая, повторяющаяся связь явлений. Законы диалектики являются конкретизацией и разверткой главных принципов диалектики и в своей совокупности, вместе с принципами и категориями диалектики раскрывают сущность диалектической концепции развития. В структуре диалектики выделяют три основных закона: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания отрицания. Каждый из этих законов раскрывает какую то сторону развития.

          Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник и движущие силы развития, поэтому его нередко называют «ядром» диалектики. Согласно этому закону, источником развития являются противоречия. Противоречие – это такое отношение между противоположными сторонами, тенденциями явления, объекта, при котором эти противоположные стороны одновременно и взаимоисключают,  взаимоотрицают друг друга ("борьба противоположностей") и взаимопредполагают  друг друга  ("единство противоположностей"). Одного отношения взаимоисключения противоположностей (борьбы) недостаточно для объяснения источника развития. Необходимо одновременно и взаимоисключение и взаимопредполагание противоположностей. Только такая ситуация чревата внутренней "напряженностью", "беспокойством", диалектической "заряженностью", дающей импульс к дальнейшему развитию.

            Закон взаимного перехода количественных и качественных  изменений раскрывает механизм развития. С точки зрения этого закона, развитие есть процесс перехода старого качества в новое под воздействием количественных изменений, которые выходят за определенную границу, называемую мерой. В пределах меры количественные изменения не ведут к изменению качества. Хрестоматийный пример – изменение температуры воды от нуля до ста градусов не ведет к изменению агрегатного состояния (вода остается водой). При выходе за границы меры происходит скачок (переход в иное качественное состояние). В случае с водой это будет лед или пар.

           Закон отрицания отрицания раскрывает направленность развития, его циклический характер. Основные категории данного закона: отрицание, преемственность, отрицание отрицания, возврат якобы к старому. Отрицание – есть процесс превращения вещи в нечто иное, определенным образом, связанное со старым (преемственность). Различают такие виды отрицания, как деструкция, снятие, трансформация. При деструктивном отрицании переход в другую вещь сопровождается не только упразднением качественной основы отрицаемой вещи, но и фактическим нарушением преемственности. Иными словами, в новой вещи практически ничего не удерживается, не сохраняется от старой. Снятие – это отрицание, при котором имеет место значительное сохранение определенных черт старого в новом, при упразднении качественной основы старого. Это наиболее «красивый» и «диалектический» вид отрицания. Большинство хрестоматийных примеров этого закона (зерно – стебель – колос и др.) относятся именно к этому виду отрицания. Наконец, трансформация – отрицания, при котором сохраняется не только многое из старого, но и сама качественная основа старого.

         Возврат якобы к старому происходит тогда, когда отрицаемая вещь в результате отрицания (или серии более мелких отрицаний) превращается в свою противоположность, а последняя, в свою очередь, превращается в свою противоположность. Поскольку при каждом отрицании имелось некоторое приращение развития, отрицание отрицания из круга превращается в виток спирали.

             При формулировке принципов и законов диалектики использовались соответствующие категории:  "связь",  "развитие", "качество", "количество", "мера", "скачок", "отрицание", "преемственность" и др. Без этих понятийных "кирпичиков" формулировка законов была бы невозможна. Кроме названных категорий существует множество так называемых, парных категорий: материя – сознание, изменчивость – устойчивость, простое – сложное, причина – следствие и т.п. Значимость категорий выходит далеко за рамки неких понятийных элементов в теории диалектики. Их статус гораздо более фундаментален, а функции многообразны. Философские категории выступают в качестве фундаментальных форм мышления, лежащих в основе всякой мыслительной деятельности. Они образуют некий понятийный каркас, категориальный строй мышления. На этом следует остановиться отдельно и подробно, ибо владение категориальным инструментарием философии – необходимое условие при анализе сложных и противоречивых процессов современного мира.