В истории философии сформировалось два основных подхода в трактовке сознания. В диалектико -  материалистической философии сознание рассматривается как высшая форма отражения реальности, свойство высокоорганизованной материи. При такой трактовке сознания не обладает субстанциональным статусом (несамодостаточно), будучи порождением материи на определенном (социальном) этапе ее развития. Сознание выполняет важную, но служебную, функциональную роль, являясь регулятором человеческой деятельности.

     Противоположная точка зрения на сознание формируется  в идеалистической и религиозной философии. Сознание (индивидуальное или надиндивидуальное) наделяется субстанциональным статусом.

     В материалистической трактовке мозг является органом мысли, генерирующим, продуцирующим мысль, которая исчезает вместе с прекращением материальных нейтрофизиологических процессов в мозге. Мысль есть продукт мозга человека в контексте социальных отношений. С противоположной точки зрения, мозг есть не орган продуцирующий мысли, а инструмент мысли, который используется для  “озвучивания” мысли, подобно тому, как радиоприемник озвучивает мелодию, не являясь ее генератором.