Рамки небольшого издания вынуждают ограничиться кратким изложением традиционной диалектико - материалестической концепции сознания. Согласно этой концепции, сознание есть продукт длительного общественно-исторического развития. Становление сознания шло в контексте становления человека разумного (homo sapiens). Процесс этот начался примерно 2-2,5 млн. лет назад. Биологическими предпосылками этого процесса являются достаточно развитый головной мозг и связаный с этим развитый уровень психики человекообразных обезьян, а также переход их к прямохождению. Последнее обстоятельство породило дифференциацию функций передних и задних конечностей. Передние конечности освободились для трудовой деятельности, поначалу весьма примитивной и неразвитой.

          Именно трудовая деятельность, которая с самого начала носила коллективный, общественный характер стимулировала развитие мозга, мыслительных способностей, поскольку изготовление орудий труда (а не ситуативное использование готовых предметов) в качестве промежуточной цели – средства требовало достаточно длительной цепочки целеполаганий. В процессе  трудовой деятельности совершенствовались передние конечности как орган труда, возникала и развивалась членораздельная речь как необходимое условие эффективной и разносторонней коммуникации.

        В результате длительного процесса антропосоциогенеза примерно 30-40 тысяч лет назад сформировался человек разумный, внешний облик которого, как и его мозг (объем, морфологическая структура, функциональные возможности), были такие, как у современного человека. Разница между кроманьонцем и современным человеком только в информационной насыщенности («загруженности») мозга и его тренированности. Кроманьонские малыши не ходили в детские сады и школы где их учили бы решать интеллектуальные задачи, читать, писать, развивать свои способности. Но если бы они попали в современные детсады и школы, то выросли бы обычными современными людьми, с современным уровнем знаний, культуры и т.д.

       Такова вкратце суть классической трудовой концепции происхождения сознания, изложенной еще Ф.Энгельсом в его работе «Роль труда в превращении обезьяны в человека». Однако эта концепция сталкивается с рядом серьезных трудностей, поставленных перед ней генетикой, обсуждать которые не позволяет краткий формат изложения.