Для любого человека его собственное существование является наиболее очевидным фактом. Несравненно более сложными являются вопросы о природе, сущности, происхождении человека, о его предназначении, смысле жизни и т.п. Мыслители разных эпох давали разные ответы на эти вопросы. Нет единой точки зрения на эти вопросы  и до сих пор. Однако большинство сходятся на том, что человек - уникальное, загадочное существо, чрезвычайно сложное в своих многообразных  проявлениях.

В настоящее время накоплено множество знаний о самых разных сторонах человеческого бытия в мире. Предпринимаемые попытки постичь человека в его целостной многомерности пока далеки  от своего завершения. Можно, пожалуй, лишь обозначить контуры этой сложной многомерности человека.

Во взглядах на человека существует множество подходов. Можно выделить  натуралистический, социологизаторский, экзистенциальный, религиозный подходы. В рамках каждого из этих подходов представлены разные концепции, подробно рассматривать которые у нас нет никакой возможности. С натуралистических позиций человек рассматривается как часть природы, продукт ее эволюционного развития. Социологизаторские  концепции рассматривают человека как некую функцию, слепок социальных отношений, структур и т.п. К этим концепциям можно отнести структурализм и в значительной степени марксизм. Экзистенциальные концепции рассматривают человека как конкретное существо с неповторимыми индивидуально - психологическими качествами в драматических коллизиях его существования. Религиозные концепции рассматривают  человека  в его соотнесенности с Абсолютом. В частности, христианство рассматривает человека как венец творения, как  образ и подобие Бога.

Отметим некоторые грани проблемы человека. Одной из таких граней является проблема биологического и социального в человеке. По своей биологической конституции человек действительно часть природы, принадлежит к высшим млекопитающим, особому биологическому виду Номо sapiens. Однако природу человека нельзя свести к биологической составляющей. По природе своей человек существо биосоциальное. Причем, согласно, например, марксизму главное в человеке как биосоциальном существе, т.е. его сущность - социальна. Иными словами, в рамках  этой концепции человек не столько продукт биологической, сколько социальной эволюции. И проблема антропогенеза (происхождения человека) в марксизме неразрывно связана с социогенезом - происхождением общества (антропосоциогенез). Социальная сущность человека связывается здесь с его предметно практической деятельностью, которая явилась главным фактором выделения человека из животного мира. В этом плане формирование человека и формирование его сознания - единый взаимообусловленный процесс. Причем сознание человека, его разум, дух "встроены" в его социальность, рассматриваются в функциональном плане. Поэтому человек как существо духовное в марксизме не является чем-то самостоятельным, не отделяется от человека как существа социального.

В экзистенциальных и  религиозных концепциях упор сделан на понимание человека как существа душевного и духовного. Христианство, признавая наличие тела у человека, считает, что бессмертная человеческая душа - главное в человеческом существе. Дихотомия тело - душа в христианстве эквивалентна трихотомии тело - душа- дух. В дихотомическом аспекте дух- высшая разумная часть души. При трихотомическом подходе душа- это эмоционально - чувственная сторона человеческого существа, а дух - высшая самосознающая, разумная инстанция в человеке.

Уникальное единство тела, души и духа, согласно христианской антропологии, составляет природу человека.  Христианство исходит из различия  личности и природы человека. Это тонкое и глубокое различие природы и личности в Боге и человеке - основа христианского богословия и христианской антропологии. Личность  человека не сводится к его природе, не есть совокупность каких-то качеств, как нередко трактуют личность современные социальные концепции личности. Личность- это субъект, обладающий, владеющий своими природно-индивидуальными качествами, свойствами. Природа человека отвечает на вопрос "что?", личность - на вопрос "кто?". Отличие  в человеке личности от природы - это отличие себя от своего.

Человек как свободная, разумная, наделенная творческими способностями личность есть образ личного Бога. Будучи образом Бога (абсолютной Личности, свободной, самосознающей, всемогущей) человек призван стать подобным Богу. Образ Бога человеку дан, подобие - задано. Таково высочайшее предназначение и призвание человека в христианстве.

Современные социально-философские и психологические концепции человека вводят в оборот такие понятия, как индивид, индивидуальность, личность. Индивид - это отдельно взятый представитель  человеческого рода. Индивид экземплярен, т.е. имеет определенные свойства, которые выделяют его из множества "других". Индивидуальность - уникальное своеобразие, неповторимое сочетание психофизиологических и социальных свойств и характеристик индивида. Личность - это социализированный индивид, усвоивший социальные нормы, ответственный, самостоятельный в своем поведении. Рассмотренные кратко аспекты человека, конечно, не исчерпывают его сложной многомерности. Человек - единственное существо на Земле задающее себе вопрос о смысле жизни  и осознающее свою смертность. Этот круг вопросов, пожалуй, наиболее сейчас актуален и заслуживает особого внимания.