Трудно представить себе более сложный объект  анализа, чем человеческое общество. Бесчисленное  переплетение связей, отношений, взаимодействий, фактов, событий, где действуют объективные и субъективные факторы, случайные и необходимые, материальные и идеальные, где сталкиваются разнообразные интересы, цели, ценности различных субъектов и т.п. Все это превращает теоретическое изучение общества в чрезвычайно сложную проблему. Эмпирические констатации отдельных фактов, описание отдельных событий малопродуктивны, ибо практически ничего не позволяют понять и объяснить. При  изучении общества, как писал Маркс, нельзя использовать ни микроскоп, ни химические реактивы. Все это должна заменить сила абстракции. Поэтому построение теоретических  идеализированных моделей общества- единственный путь познания сущности процессов, происходящих в обществе.

      Идеализированная модель общества не совпадает с конкретным реальным  обществом, ибо отвлекается от конкретного многоцветного многообразия событий и явлений. И в этом смысле теоретическая модель беднее реального исторического процесса. Но в тоже время  она глубже и основательнее эмпирических  описаний  и констатаций, в которых передается  неповторимое своеобразие событий,  но в котором можно просто "утонуть" и запутаться.

      Поскольку общество представляет собой сверхсложный объект, то вполне естественно, что его можно изучать путем построения различных теоретических моделей, ни одна  из которых не может претендовать на то, чтобы целиком, полностью, с  исчерпывающей глубиной выразить сущность общества. Многообразие теоретических моделей, "срезов" общества отражает нестолько  недостаток концептуального анализа, сколько сложность изучаемого объекта. Абстрактные объекты идеализированных моделей общества не имеют  наглядных, эмпирических констатируемых аналогов в  социальной жизни. Можно указать пальцем, где кончается фундамент дома и начинаются стены. Но нельзя  наглядно показать, где кончается  экономический базис и начинается надстройка, или указать  эмпирически  осязаемое различие культуры и цивилизации, производственных отношений и производительных сил  и т.п. Но все это можно сделать в теоретической модели, выделив в чистом виде сущностные характеристики  общества, и, рассмотрев их отношения.

      Существуют различные модели общества. Можно рассматривать общество по аналогии с биологическим организмом. Тогда  отношения между людьми будут подобны отношениям в живой природе (борьба за существование, видовой отбор, расширение ареала обитания и т.п.). Эта натуралистическая социал-дарвинистская модель вряд ли может считаться удовлетворительной. К натуралистическим концепциям относятся и концепции географического детерминизма, когда главным детерминеризующим фактором в развитии общества выступает географическая среда. Можно рассматривать общество с психологической точки зрения, когда оно представляет как сложная система отношений между индивидами, руководствующимися своими  ценностями, установками и т.п., т.е. сознание людей будет определяющим фактором общественного  развития. В марксистской модели  решающим фактором являются материальные отношения между людьми, сложным образом детерминирующие  все другие отношения. С религиозной точки зрения процесс развития общества предстает как осуществление божественного провиденциального плана через действия людей.

            С учетом сказанного,  можно определить общество как выделившееся из природы сверхсложное многоуровневое системное образование. Общество - это не просто совокупность людей, а сложная система отношений между людьми. Содержанием этих отношений будет многообразная и многоуровневая человеческая деятельность. Иными словами, общество - исторически изменчивая форма жизнедеятельности  людей. И эта жизнедеятельность не просто совокупность неких  природных взаимодействий (как случайных, хаотических, так и необходимых). Это бесчисленное многообразие человеческих  целенаправленных действий движимых разнообразными мотивами, ценностями, идеалами , которые, в свою очередь, основаны на разных потребностях и интересах.