Проблема закономерности общественного развития по-разному  решается в различных теоретических концепциях. Далеко не все признают наличие в обществе объективных закономерностей. В самом деле, на поверхности социальных явлений обнаружить некие устойчивые, регулярные, необходимые связи, не зависимые от человеческого сознания чрезвычайно трудно. То, что в обществе происходят определенные изменения и эти изменения приводят к существенно иным состояниям общества, достаточно очевидно. Это признают все. Но совершенно не очевидно, что эти изменения носят закономерный характер. И все же глубокий теоретический анализ, проникающий за поверхность явлений, позволяет установить эти закономерности. То, что на поверхности выступает как случайные события, явления, действия, вызванные волей, желанием отдельных людей, в глубине своей  предстает как объективные, т.е.  не зависящие от воли и желания людей  отношения. Хотят люди того или нет, они вынуждены для  удовлетворения своих потребностей  вступать в отношения, которые складываются как результат  предшествующей деятельности, т.е. предопределены деятельностью  предшествующих поколений. И каждое новое  поколение находит эти сложившиеся отношения как объективно данные (заданные прошлой деятельностью), т.е. не зависящие от их выбора, желаний, прихотей и т.п. Это объективный  фактор в общественном развитии, позволяющий говорить о наличии объективных и необходимых связей (законов) в обществе.

      Наиболее полно идея закономерности в обществе разработана в марксистской концепции общества. Согласно этой концепции, материальные отношения между людьми, прежде всего в сфере материального производства, для того, чтобы сложиться не требуют прохождения через сознания людей, т.е. не осознаются как  таковые. Это не означает, что люди, вступая в эти отношения (производства, обмена, распределения), действуют как существа, лишенные сознания. Такое в принципе невозможно. Просто  материальные производственные отношения не требуют  своего осознания как  некой целостной системы отношений, имеющих структуру,  направленность, функционирование, подчиняющихся определенным законам и т.п. Незнание законов товарного производства, незнание физиологических механизмов деторождения не мешало людям в течении тысячелетий  производить и обменивать товары, а также рожать детей. Материальные отношения, согласно марксистской модели, будучи исходными, первичными, обусловливают другие отношения, так  называемые идеологические отношения (политические, юридические, нравственные и т.п.).

      Специфика законов общественного развития состоит в том, что в отличие от законов природы, где действуют  слепые,  стихийные силы, в обществе закономерные связи и отношения реализуются, прокладывая себе  дорогу только через  деятельность людей, а не вне ее  и на ряду с ней именно в деятельности людей помимо случайных, ситуативных моментов, обусловленных разнообразными  человеческими желаниями  или даже прихотями, присутствуют, как уже отмечалось, объективные, необходимые т.е. закономерные моменты. И эта закономерность, историческая необходимость не исключает сознательную деятельность людей, присутствуя в ней как объективный, необходимый фактор. Историческая  необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей, т.е. носит характер не строго однозначной предопределенности, а некой тенденции, поля возможностей. Иными словами, в рамках необходимости осуществляется поливариантность развития, что составляет пространство человеческой свободы. Делая осознанный выбор в рамках различных вариантов (при условии, что человек познал эти варианты, иначе выбор не будет осознанным), человек направляет свом усилия, свою деятельность на осуществление  выбранного  варианта, в рамках, представляемых этой  поливариантной необходимостью. Выбор сопряжен с ответственностью, неотъемлемой спутницей человеческой свободы.