Духовная жизнь общества сложна и многогранна и не сводится к своему  идеальному  компоненту - общественному сознанию. Она включает в себя и духовную  деятельность  по производству духовных ценностей, а также духовные отношения, связанные с распространением и усвоением этих  духовных ценностей и наличие соответствующих  учреждений (театров, библиотек, музеев и т.п.). Духовные ценности удовлетворяют духовные потребности человека, которые для человека не менее важны чем потребности материальные.

Что касается  общественного сознания, то оно представляет собой сложное целостное полиструктурное  образование. Полиструктурность общественного сознания означает, что при теоретическом анализе можно выделять различные структурные срезы (проекции) в зависимости от основания структурирования.

Основание структурирования (членения) общественного сознания задает как бы исходный угол зрения на общественное сознание. Если на входе субъект задает исходные параметры  (под каким углом он хочет посмотреть на общественное сознание), то на выходе он получит определенный структурный срез с общественного сознания. Если он хочет посмотреть на общественное сознание с точки зрения носителя сознания, то на выходе он получит продукт теоретического структурирования - общественное и индивидуальное сознание. Этот срез характеризует  общественное сознание именно в аспекте носителя  (кто является носителем сознания - группа или отдельный индивид). В этом структурном срезе будет представлен и механизм взаимодействия общественного (группового) и индивидуального сознания. Этот механизм, как и само индивидуальное сознание будут носить общественный характер.

Можно взглянуть на общественное сознание с гносеологических позиций, т.е. посмотреть на него как на отражение реальности. Задав исходные (входные) гносеологические параметры (глубина отражения, адекватность, системность, обоснованность и т.п.), на выходе получим структурную проекцию как результат чления общественного сознания по гносеологическим основаниям. В этом разрезе общественное сознание предстает как обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание - это повседневное, будничное, стихийное сознание. Если сравнить обыденное и теоретическое сознание по отмеченным исходным параметрам, то теоретическое сознание будет сущностным (глубоким), адекватным, систематическим и обоснованным отражением реальности, в отличие от несистематизированного, необоснованного, неглубокого отражения реальности обыденным сознанием, в котором представлены и здравый смысл, и предрассудки, верные и порой точные наблюдения и вымысел.

Если задать другие входные параметры, характеризующие общественное сознание не как отражение реальности, а как активный регулятор деятельности и поведения, то на выходе получим общественную психологию и идеологию как некий теоретический (а значит ненаглядный) срез с общественного сознания. Общественная психология - это фактически то же обыденное сознание (повседневное, будничное, стихийное), только рассмотренное не в плане отражения, а в плане регуляции поведения. Эта регуляция нередко бывает  неадекватной (громить "комки", бить "черных" и т.п.). Идеология  по своей форме представляет теоретическое сознание, однако, в отличие от последнего, оно будет "заряжено" на определенную деятельность. Идеология представляет собой теоретически обоснованную систему  взглядов, отражающую социальную реальность с позиций интересов тех  или иных классов и социальных групп, и содержащую программу  действий по изменению (если реальность не отвечает интересам класса) или сохранению социальной реальности (если реальность отвечает интересам класса).

Если  посмотреть на общественное сознание с позиций предмета отражения, форм отражения, роли в обществе, то можно выделить формы общественного сознания, к числу которых относят следующие формы.

Политическое сознание - совокупность взглядов, в которых отражаются политические отношения, т.е. отношения по поводу власти.

Правовое сознание - совокупность взглядов на систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных государством.

Нравственное сознание - совокупность представлений о моральных отношениях и соответствующих нормах и идеалах, оценивающих и регулирующих поведение людей (добро, зло, справедливость, долг, честь, совесть и т.п.)

Художественное сознание  -  форма отражения природной и социальной реальности в виде художественных образов  - особых ценностных средств духовно - практического освоения мира, представляющих органический сплав мыслей, чувств, оценок.

Научное сознание - форма отражения реальности в виде системы объективных знаний, раскрывающих закономерности мира.

Философское сознание  - форма общественного сознания, выражающая рационально - критическое сознание человеком мира и своего отношения к нему.

Религиозное сознание  -  форма общественного сознания, основанная на вере в существование сверхъестественной реальности и предполагающая определенные отношения человека к этой реальности.

Необходимо отметить, что рассмотренные структурные срезы общественного сознания являются теоретическими ненаглядными (т.е. эмпирически неконстатируемыми)  объектами, которые, конечно, упрощают, огрубляют реальную сложность и целостность общественного сознания. Но они позволяют выделить существенные стороны последнего. А система таких теоретических объектов позволяет в идеализированной  форме воссоздать многогранное сложное целостное образование, каковым является общественное сознание. Мы уже сталкивались с этой неустранимой особенностью теоретического языка, свойственного философии.