На рубеже тысячелетий человечество столкнулось с рядом проблем, которые поставили под угрозу само его существование. Эти проблемы, порожденные самими людьми и затрагивающие все человечество, получили название глобальных проблем. Для своего решения они также требует объединения усилий всех людей на планете. Эти проблемы многообразны: социально - политические (угрозы уничтожения человечества в результате применения оружия массового поражения, терроризм); социально - экономические (увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными странами), проблема перенаселения и т.п. Но наиболее острой в настоящее время  является экологическая проблема.

Остроту экологической ситуации в конце ХХ века можно определить как глобальный экологический кризис. Сущность этого кризиса состоит в нарушении глобальных механизмов саморегуляции биосферы. В предыдущие столетия негативное воздействие человека на природу не превышало адаптивно - восстановительных возможностей биосферы. Однако, во второй половине ХХ века давление человека на природу приобрело планетарный характер, что и вызвало сбой в системе саморегуляции природы. Над человечеством нависла угроза глобальной экологической катастрофы. Если глобальный экологический кризис перерастет в глобальную катастрофу, то начнутся необратимые глубокие изменения и резкое  падение восстановительных возможностей биосферы, т.е. произойдет не просто нарушение, а слом механизмов саморегуляции (экологический коллапс - "мягкий" катастрофический сценарий или экологический паралич - жесткий катастрофический сценарий, означающий гибель человечества). Существование человечества в ситуации коллапса будет неполноценным, ущербными, угнетенным и люди уже не смогут вернуться к условиям нормального существования.

Для предотвращения катастрофы необходимы срочные и радикальные меры. Это прежде всего внедрение энерго - и ресурсосберегающих технологий. Но этого недостаточно. Как подчеркивает академик Н.Моисеев, необходима смена экономической стратегии человечества. Принцип экономической эффективности как главный принцип ныне действующей экономической стратегии развитых стран должен уступить пальму первенства принципу экологической безопасности.   Все это возможно только при условии формирования нового экологического сознания, новой экологической культуры, в основе которой будет лежать новое отношение к природе, которое должно прийти на смену потребительскому к ней отношению. Это отношение сформировалось на заре техногенной цивилизации (XVII в.) и явилось мировоззренческой предпосылкой экологического кризиса, разразившегося в ХХ в.

Природа для человека всегда была матерью - кормилицей и поэтому он, можно сказать, всегда относился к ней потребительски. Но это не было отношение завоевательское, покорительское, агрессивно - потребительское. Но начиная с XVII в., ослабевает зависимость человека от природы. Техногенная цивилизация, в отличие от традиционных цивилизаций, основанных  на аграрном способе производства, не так жестко зависит от природных циклов. Возросшая научно - техническая мощь человека приводит к тому, что внутренняя взаимосвязь человека и природы  разрывается и они соединяются чисто внешне - как субъект и объект. Природа становится простым объектом технического воздействия человека, полем приложения его предприимчивости, энергии и мощи. Формируется установка на покорение, завоевание природы. До поры до времени и природа  справлялась с этим завоевательским натиском. Но в ХХ в. произошел сбой, о котором говорилось выше. Человеку, чтобы выжить надо изменить свое отношение к природе, повысить ее ценностный статус, почувствовать свою ответственность   перед ней.

Глобальные угрозы собственному существованию, которые породило человечество в своем развитии, заставляют усомниться в оптимальности ныне действующей стратегии жизнедеятельности техногенной цивилизации и лежащих в ее основе мировоззренческих ценностных установок и ориентаций. Достижения современной науки и техники поистине впечатляющи. Они открывают перед человечеством большие возможности, но и таят в себе не менее серьезные потенциальные опасности. Усложнение современной техники, все большая зависимость человека от созданных им технических средств, делает человека все более уязвимым перед лицом освобожденных им природных сил и сконструированной им реальности. Речь идет не только о проблеме надежности в техническом и технологическом смысле, но и о об  опасности утраты человеком контроля над созданными им сложнейшими техническими системами, которые приобрели глобальный характер.

Формализация межличностных отношений, замещение многомерной человеческой  бытийности технологической и виртуальной событийностью, создают угрозу потери человеком своей человеческой сути. Эта угроза состоит в том, что человек может превратиться в существо с деформационной , а то и перевернутой школой  ценностей, в некоего мутанта, утратившего ценностные ориентиры и глубинные смысложизненные  основы своего бытия, как в личностном, так и в родовом аспектах. Все это симптомы глубокого духовно - нравственного кризиса современной цивилизации. Поэтому необходим глубокий философский анализ истоков этого кризиса  и поиск путей его преодоления.