В философии категория бытия соотносится со своей противоположностью - категорией небытия. В самом понятии небытия заложено логическое противоречие, ибо признать наличие небытия, по мнению многих философов и ученых, это то же самое, что признать существование несуществующего. Констатация данного противоречия побуждала представителей ряда философских школ отказывать понятию небытия в праве на существование. Тем не менее, это понятие было востребовано в различных философских учениях.

Занимаясь проблемой небытия, нужно понимать, что эта категория, как и категория бытия, не поддаётся отграничению, определению. Поэтому неправомерным является по отношению к небытию высказывание: «то, чего нет», т.к. оно имеет характер указания на нечто существующее. Единственной непротиворечивой формулой мышления этой категории до сих пор остаётся парменидовская: «Небытия нет».

Во всех остальных случаях происходит либо релятивизация категории небытия, либо её смешение с категорией ничто.

Первый путь предложен Аристотелем, выделившем потенциальное бытие, имеющее некоторые характеристики небытия. Сейчас принято  разводить понятия абсолютного небытия, которое мыслится аналогично Пармениду, т.е. не мыслится, и относительного небытия, т.е. небытия отдельной вещи. Однако в таком случае правильнее было бы говорить о несуществовании или об отсутствии вещи, чем о небытии, т.к. бытие является свойством не отдельной вещи, а лишь актуально бесконечного множества вещей. Очевидно, стратегия релятивизации небытия заключает в себе существенное противоречие.

Смешение категорий небытие и ничто имеет место в таких исторических концептах как буддийская «нирвана», означающая выход из личностно-телесного существования, даосское «Дао, не имеющее имени», немыслимое, но детерминирующее «Дао, имеющее имя», «пустота» Демокрита, являющаяся вместилищем для движущихся атомов, и «хора» Платона – беспредельное и неопределённое пространство.

Современное осмысление категории небытия представлено экзистенциализмом. Центральные понятия экзистенциализма - время (у Хайдеггера), свобода (у Сартра) - оказываются, по сути дела, тождественными  небытию. Однако это возможно только за счёт абсолютизации пространственного аспекта «Da-sein» у Хайдеггера, и самого человеческого бытия – в обоих случаях.

Категория ничто, в отличие от категории небытия, уже способна мыслится. Это уже что, только неопределенное, значит, оно есть. И поскольку о ничто нельзя сказать ничего, кроме того, что оно есть, оно является негативной характеристикой категории бытия. Чистое бытие как фиксация факта существования мира тождественно ничто. Категория ничто тем самым лишь фиксирует противоречие между бесконечным богатством реального мира и содержательной нищетой категории «бытия».

Категория ничто возникла в христианской философии как выражение принципа креационизма, провозглашавшего сотворение мира богом из ничего. В данном случае под сотворением понималось придание бытию (которым в высшей степени обладает бог), качественной определённости предметного мира. Также в рамках христианской философии сложилась концепция «этического ничто», согласно которой «ничто» - это человек, не стремящийся к реализации смысла своей жизни в со-творении и последующем со-пребывании с богом.

Характеризуя основные категории нигитологии, следует сказать, что они имеют подчинённое значение в любой картине мира, либо раскрывая некоторые существенные противоречия категории бытия, либо выступая её негативными характеристиками.