Проблема происхождения сознания является одной из глобальных философских тем, которая не может иметь окончательного решения, но всегда побуждает к поиску истинного ответа. Это «сквозная» тема онтологии, гносеологии, антропологии, т.к. она выражает сущностную характеристику бытия человека в мире.

Среди всего многообразия философских концепций по этой теме можно выделить два основных подхода. С точки зрения одного из них - субстанциального, весь мир представляет собой осмысленную реальность. Такова фундаментальная идея субстанции как первоосновы разумно организованного Космоса в философии досократиков. Человек как микрокосм включен в единый порядок бытия и пребывает в состоянии соответствия, гармонии с ним.

Эта идея получила развитие в обосновании двойственной природы бытия (чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого) в философии Демокрита и Платона. У Демокрита мир - разумно организованная телесно-чувственная субстанция и человек - «умное тело» среди других чувственно-воспринимаемых вещей. У Платона мир - идеальная субстанция, воплощенная в пространственно-телесной форме, и человек - «живая душа», припоминающая свое единство с «миром идей».

Синтезом этой идеи в античности стала философская система Аристотеля, в которой выделяются разные уровни бытия, где наряду с природой существует сущее, идеи пребывают в вещах, идеальная форма организует материю. И человек — это синтез природно-чувственного (тела) и божественно-сверхчувственного (ума).

Новый поворот в теме субстанциальности сознания произошел в средневековой христианской философии. Она исходит из начальной двойственности, иерархичности божественного и природного, сущности и существования, которые едины только в Боге — Абсолютной Личности. А в мире это единство пребывает как возможность, открывающая беспредельное пространство личной свободы для осуществления. Субстанциальность сознания обретает историческое направление. Положение человека в мире трагически противоречиво. Он находится в состоянии неустойчивого равновесия между Богом и природой. В сущности («внутренний человек») он един с Богом, а в существовании («плотский человек») он противник Бога. Обретение субстанциального единства с Богом - это личная история, духовная задача человека, решение которой не зависит от внешних обстоятельств, не нуждается в объективных доказательствах, а связано только с актом веры - внутренним личным контактом с Богом.

В эпоху Возрождения субстанциальность сознания реализуется в идее пантеизма - тождества природы и Бога. Природа, по выражению Дж. Бруно, «...есть не что иное, как Бог в вещах». Человек - высшее достижение природы, способное через свое тело и свою душу постичь красоту и божественную гармонию свободной творческой активности природы. Субстанциальность сознания обретает многонаправленность. Достоинство человека заключается в богатстве его индивидуальности, многообразии деятельности, творческих способностях. Развитие человека не имеет единого направления, не связано никаким божественным законом, а является свободным определением абсолютной человеческой индивидуальности.

В Новое время возобновилось противопоставление Бога и природы, но оно приобрело новые черты в идее деизма, согласно которой Бог, сотворив мир, не вмешивается более в объективное течение его событий. Природа - Абсолют, а Бог - первопричина и общий принцип ее организации. Учение о субстанции обогатилось новыми представлениями о ее структуре в философии Декарта, Спинозы, Лейбница. Сознание становится структурным элементом природы. Человек - природное существо, способное разумно организовать свою жизнь. Для этого ему необходимо знать, как образовать свои чувства и разум, чтобы быть способным познать общую и необходимую истину природы. Субстанциальность сознания обретает деятельностный характер, и эта деятельность представляет собой интеллектуальный, духовный процесс самосознания. Наиболее полно эта черта проявила себя в классической философской системе Гегеля, где она обрела глобальное историческое измерение.

Все философские концепции этого типа ориентированы на поиск глубинных (космических, божественных, универсально-природных) оснований бытия и обоснование включения человека и человеческого сознания в общий порядок бытия.

С точки зрения другого подхода - атрибутивного, сознание - одно из свойств материи. Центром этого типа философских концепций становится поиск собственных оснований человеческого бытия и отличия человека и человеческого сознания от других свойств природы.

Атрибутивность сознания обосновывается во французском материализме XVIII века. Сознание — это чувствующая материя. Этим свойством обладают все вещи, но у одних оно присутствует в пассивной, потенциальной, а у других - в активной, актуальной форме. Чувствительность — это проявление потенциального свойства при переходе от нечувствующей материи к чувствующей. Человек - природное существо, «чувствующая машина». Его сознание зависит от строения его тела, органы которого более подвижны и свободны, чем у животных. Поэтому, хотя человек формируется медленнее, - человеческий разум сильнее, чем инстинкт, что и окупает время роста.

В XIX веке в среде немецких физиологов утверждается положение о том, что сознание - функция качественно определенной материальной структуры - человеческого мозга. Мозг выделяет сознание, как печень - желчь. Сознание - способ соединения мозгового вещества, поэтому присуще мозгу, как магнетизм - магниту. Можно также вычислить скорость мысли, как любого обменного процесса, так как в процессе мышления мозг излучает тепло. Исходя из этого рассуждения, можно вывести следствия; сознание можно отделить от мозга и получить в качестве отдельной физиологической субстанции; сознание должно зависеть от физиологии мозга; способности, талант, профессиональные навыки должны наследоваться, как группа крови, скорость протекания обменных процессов и т.д. Эти следствия являются достаточно спорными. В логике широко используется способ косвенного доказательства: если из суждения вытекает противоречие, то это суждение следует считать ложным. Биологические факторы, конечно, влияют на человеческое сознание, но вряд ли составляют его суть. Вышеуказанная точка зрения получила название «вульгарный» или «физиологический» материализм.

Принципиально новый поворот в теме атрибутивности сознания был сделан в марксистской философии. Атрибутивность сознания обрела социально-историческое измерение. Сознание - результат развития всеобщего свойства материи - отражения. Его возникновение связано с глобальным процессом становления человека и социума - антропосоциогенеза.

Введение понятия отражение в онтологию и гносеологию оказалось плодотворным. Теория отражения непротиворечиво и эвристично осуществила реализацию эволюционного принципа. Отражение - атрибутивное свойство материальных систем запечатлевать в своей структуре или состоянии след от взаимодействия с другими материальными системами. Отражение - это способность, материальных систем вступать во взаимодействие с окружающим миром и адекватно реагировать на это взаимодействие. Такая способность является одним из необходимых условий любой формы существования. Чем выше организация природных систем, тем сложнее и избирательнее характер их отношений с окружающей средой. Качественные различия типов материальных систем, особенности их взаимодействий выражаются в понятии «форма отражения». Формы отражения изменяются в результате эволюции материального мира от неживой природы (простейшие - механические, химические, физические взаимодействия) к живой природе (информационные - раздражимость, чувствительность, рефлекс, психика) и затем к социуму (сознание человека).

Важнейшим шагом в эволюции материи от неощущающей к ощущающей и далее к материи, которая обладает психикой и сознанием, является возникновение информационного отражения на базе его простейших форм. Информационным называется такое отражение, которое связано с активным использованием результатов внешних воздействий. В данном контексте информация понимается как свойство явлений быть побудителем известных действий, способность активной ориентации в окружающем мире. Информационное отражение возникает только в системах, способных активно строить свое движение во внешней среде. При информационном отражении внешнее воздействие влияет на изменение системы не прямо, а косвенно. Это воздействие опосредуется приведением в активное состояние заложенной в материальной системе внутренней программы построения движения. Т.о. внешнее воздействие выступает лишь сигналом, но не самой причиной организации движения, каковой является программа. Информационное отражение обладает двумя важнейшими свойствами – избирательностью и опережающим характером.

Информационное отражение возникает на уровне живой природы и имеет следующие виды:

1)    раздражимость простейших одноклеточных животных и растений;

2)    возбудимость нервных тканей при регуляции внутриорганических реакций животных и человека (нейрофизиологическое отражение);

3)    психическое отражение.

На социальном уровне также можно выделить три специфических вида информационного отражения:

1)    индивидуальные формы сознания;

2)    общественное сознание;

3)    искусственные информационные и кибернетические формы отражения в технике.

Итак, сознание возникает на определенном уровне развития материи в ходе антропосоциогенеза. Антропосоциогенез - глобальный процесс перехода от биологической эволюции к социальной жизни. Основные факторы этого процесса исследовал Ф. Энгельс. Это: появление нового биологического вида homo sapiens с отличительными морфологическими признаками, химической структурой; возникновение нового способа жизнедеятельности - производительной; целенаправленная деятельность - труд, который «начинается с изготовления орудий труда»; вытеснение биологических связей социальными отношениями, складывающимися вокруг определенных типов социальной деятельности; появление новой формы отражения - сознания; возникновение нового способа наследования опыта - социального общения, который закрепляется и воссоздается через культурные формы - предмет, язык, социальные институты.

В марксистской философии сознание - «осознание человеком своего бытия» (К. Маркс), а бытие людей создается трудом человеческих поколений. Сознание ориентирует человека на взаимодействие с миром людей, выводит его за пределы собственно биологических потребностей в мир объективных социальных отношений. Сознание - высшая идеальная форма отражения социального и природного бытия. Его сущностные свойства - идеальность, предметность, социальность, историчность.

Важной специфической чертой сознания является его активность. В истории философии сложились две традиции понимания активности сознания.

1. Идеалистическая. Окончательно оформилась в рамках немецкой классической философии. Сознание человека в ней выступает как сила, творящая мир, в котором живет человек. У Канта это было обусловлено структурой познающего субъекта, у Фихте – всем строем бытия, т.к. субъективное сознание провозглашалось первоосновой. Шеллинг и Гегель обосновали активность сознания человека как тождественного объективной первооснове мира. В любом случае, воспринимаемый человеком мир являлся результатом деятельности сознания – субъективного или сверхсубъективного, мирового духа, а познание было направлено на раскрытие сущностных черт этой первоосновы, т.е. само на себя.

2. Материалистическая. Разработана в марксизме. Под активностью сознания понимается его избирательность и целенаправленность, которая выражается в генерировании новых идей, в актах продуктивного воображения, в управлении практической деятельностью. Сознание не творит мир, но активно преобразует его – непосредственно в идеальном плане и в материальном посредством целенаправленной практической деятельности. Главное условие активности сознания – способность к целеполаганию, то есть именно к идеальному преобразованию действительности.

В XX веке происходит глобальный онтологический сдвиг в понимании природы мира и человека. Формируются новые представления о бытии как бытии человека в мире; об иррациональной сущности человека; о многоуровневой структуре человеческого сознания.

Особая роль в одном из направлений современного философско-познавательного процесса принадлежит психоанализу. Сознание - сложно организованная система, включающая в себя различные уровни; бессознательное, подсознательное, сознание. Не все содержание сознания может быть объяснено, подчинено логике, выражено словом. Основатель психоанализа 3. Фрейд выделяет особую сферу — бессознательное, недоступную рациональному контролю, имеющую асоциальную, органическую (сексуальную) природу. Бессознательное - это энергетический источник человеческих действий, сфера природных влечений. Подсознательное - это сфера вытесненного из сознания (неприятные воспоминания, невозможные желания, нерешенные проблемы, невыраженные эмоции), которая может быть обнаружена через сны, смену настроений, неожиданные решения, творчество. Фрейд разрабатывает целый комплекс терапевтических процедур, проясняющих подлинные мотивы психически аномального поведения, интерпретирующих обратную символику навязчивых поведенческих, эмоциональных, речевых реакций. Он констатирует парадоксальность ситуации человека в мире, неустранимость противоречия между человеческой природой и культурой.

Попытка решения поставленной проблемы была предпринята в аналитическом психоанализе К.Г. Юнга. Для объяснения состояния «раскола европейской души» необходимо выйти за пределы биохимических и физиологических процессов в широкую сферу культуры. Душа - такой же продукт эволюции, как и тело. Основанием личного бессознательного является «коллективное бессознательное» - генетическая духовная память человечества, которую можно обнаружить, погружаясь в глубину жизни души. Основными понятиями в психоанализе К.Г. Юнга, наряду с «коллективным бессознательным», являются понятия «индивидуация» и «самость». Коллективное бессознательное - сфера архетипа, типических эмоциональных реакций, которые становятся устойчивыми душевными структурами, упорядочивающими «вещество» индивидуального опыта (архетипы Бога, матери, героя и т.д). Коллективное бессознательное живет своей жизнью. В нем скрыта образно-символическая память человечества, охраняющая человека от превосходящей его психической энергии. Распад психического космоса, обособление рационально-логического сознания приводит к разрушительному вторжению энергии архетипов в форме коллективных психозов, войн, лжепророчеств. В разрешении этой проблемы главным является путь развития самой души. Индивидуация - это присущий душе путь развития, целью которого становится обретение самости - психической цельности, полноты. К.Г. Юнг пытался решить эту проблему, оставаясь в пределах души человека, переживающей самое себя. Психология у него становится последней философией.

Попытка иного рода была предпринята в неофрейдистском социальном психоанализе Э. Фромма. Э. Фромм в своей теории человека исходит из взаимодействия социальных, и психологических факторов, синтезируя их в понятии социальный характер. Социальный характер - адаптация психики к конкретным социальным условиям. Он выделяет четыре типа социальных характеров: рецептивный (в основе которого лежит мазохистский психический механизм), эксплуататорский (садистский), накопительский (деструктивный), рыночный (конформистский). Все существующие типы социальных характеров представляют собой проявление фундаментальной бытийной установки - «иметь», и означают отказ от личной реализации. Изменить подавляющие природу человека социальные условия могут люди с продуктивным характером, с установкой «быть», способные к свободному проявлению своей природы. «Иметь» и «быть» - два разных способа решения проблемы человеческого существования.

Феноменология начинает с того, что предлагает занять особую трансцендентную позицию, с которой откроется эта реальность - превратить сознание в объект, освободить его от предметного содержания с тем, чтобы обнажилась чистая субъективность, интенциональность. Интенциональность - это направленность на предмет, наделение его смыслом. Именно интенциональность обладает онтологическим статусом, т. к. предмет является сознанию только со смыслом. Интенциональность, а не предметность составляет сущностное ядро сознания. Интенциональность одновременно и поток сознания, и феномен - единичное переживание. Как ее обнаружить? Феноменология разрабатывает целый комплекс интуитивно-созерцательных познавательных процедур. Интуиция - способ постижения интенциональности как субъективной целостности.

В русле феноменологии, экзистенциализма и герменевтики создается новая онтология - онтология сознания. Надо рассуждать не о мире вне в по ту сторону человека, а о сознании как духовной среде, прядающие миру смысл, превращающий мир в человеческое бытие. Как выделить эту реальность? Как она себя выражает? Какова ее структура, сущностные свойства?