Среди логико-гносеологических концепций сознания, разработанных в современной отечественной философии наиболее эвристичными считаются концепции А.Г.Спиркина («Сознание и самосознание», М., 1972) и А.В. Иванова («Сознание и мышление», М., 1994). А.Г. Спиркин дает следующее многоаспектное определение сознания:

«Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».

А.В.Иванов разработал эффективную модель структуры «поля» сознания, соотносимую с данными нейрофизиологии и психоанализа.

Секторы 1 и 2 образуют внешнепознавательную или внешнепредметную составляющую сознания. В ней субъективно-личностные и ценностно-смысловые компоненты психического мира находятся в снятом состоянии. Эта левая «половина» поля сознания соответствует деятельности левого, аналитико-дискурсивного полушария мозга, соотносясь т.о. с фактом межполушарной асимметрии мозга.

Сектор 1 является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого  тела в мире других тел.

Сектор 2 включает логико-понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятором логико-понятийной сферы сознания является истина.

Секторы 3 и 4 образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания, где в качестве предмета познания выступают собственное «я», другие «я», а также продукты их творческой самореализации в виде гуманитарно-символических образований.  Эта правая половина поля сознание соответствует интегративно-интуитивной работе правого полушария мозга.

Сектор 3 можно связать с эмоциональной компонентой сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Сюда относятся: инстинктивно-аффектные состояния, эмоции, чувства, отличающиеся осознанностью, отчетливостью и образно-визуальной составляющей. Главный регулятор – «принцип удовольствия».

Сектор 4 может быть соотнесен с ценностно-мотивационной или ценностно-смысловой компонентой сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятором бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами.

На эту схему может быть наложено психоаналитическое представление о структуре сознания.

 

Возможно также структурирование сознания по основным способностям: мышление, воображение, память, воля, эмоции. Память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, её функция – связывать меж собой прошлые и настоящие состояния субъекта, готовя т.с. будущие, т.е. обеспечивать непрерывность существования человеческого «Я». Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщённом познании субъектом существующих связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Воображение – особая способность сознания, заключающая в создании представлений и мысленных ситуаций, в целом не воспринимаемых человеком в действительности. Т.к. большинство актов познания характеризуется принципиальной неполнотой, воображение участвует в каждом из них, достраивая картину частично наблюдаемого предмета, явления, процесса. Воля – это способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Эмоции – способность в форме непосредственного переживания отражать значимость (смысл) явлений, ситуаций и состояний для субъекта.

Одной из форм сознания является самосознание - обращенность сознания на самого себя. Для самосознания характерен процесс самоидентификации, который складывается из «Я-образ» и самооценки. «Я-образ» - растущее духовное образование. Исследовать его можно в различных смысловых координатах. Если за основу взять типы социально-личностного общения, можно выделить четыре уровня формирования «Я-образа»:

1)  анонимный, где Я - один из многих. На первый план выходит
«внешнее Я», отождествление Я с ощущениями своего тела, а Другого - с его
внешним обликом;

2) социально-ролевой, где Я - функция в конкретной системе социальных отношений. На первый план выходит «социальное Я», отождествление Я
и Другого с образцами социального поведения и общения, закрепленного в
определенных социальных группах;

3) личностный, где Я - неповторимо и уникально. На первый план вы
ходит «внутреннее Я», осознающее свою и чужую уникальность;

4) общечеловеческий, где Я - Человек. На первый план выходит отождествление Я и Другого с человеческим родом.

Самооценка позволят человеку ориентироваться в ближайшем окружении, определять свои возможности, права и обязанности. От чего зависит самооценка? От реального положения человека среди людей на микро- и макросоциальных уровнях; от принятых в обществе установок в отношении значимости человека; от уровня личных притязаний. В зависимости от уровня «Я-образа» можно выделить и различные типы самооценки:

[) конформист, самооценка которого зависит от того, как к нему относятся окружающие. Такой человек часто становится объектом манипуляции со стороны других людей, действует так, как того хотят другие;

2) функционер, самооценка которого зависит от того, какое место он
занимает в социальной иерархии, насколько соответствует отведенной ему
или взятой на себя социальной роли;

3) личность, самооценка которой зависит от способности понимать
смысл и значение своих, поступков для себя и для других, осуществлять самостоятельный выбор жизненных решений, нести ответственность за себя
перед другими;

4) гражданин мира, самооценка которого зависит от того, насколько человек имеет представление о человеческом, открыт для других, способен вступать в многообразные отношения с миром с точки зрения общечеловеческих ценностей.

Кто же лучше знает человека - он сам себя или другие его? «Я-образ» - изменчивое образование. Человека меняют обстоятельства, он сам способен измениться, вступая в новые отношения, переосмысливая свои жизненные решения. Самооценка может быть завышенной или заниженной. Однако в этом несовпадении заложены возможности для саморазвития, поисков более адекватных отношений с миром.