Познание осуществляется человеком в зависимости от типа мировоззрения и преобладающей деятельности в разных формах: обыденной, мифологической, религиозной, художественной, научной (естественно-научной и гуманитарной), философской. В сознании конкретного человека все формы познания переплетаются и образуют т.н. «живое знание» (С.Л.Франк), важную роль в структуре которого играет «знание о незнании» как стимул дальнейшего развития.

Вопрос о специфике научного познания – дискуссионный, однако можно отметить несколько основных, фундаментальных признаков научности знания: предметность (направленность на реально существующие вещи, явления, отношения, находящиеся в поле человеческой деятельности), рациональность (выраженность в понятийном или понятийно-математическом аппарате), обоснованность (которая может пониматься как эмпирическая проверяемость, логическая доказанность), системность (взаимосвязанность элементов научного познания, соответствующая структуре познаваемого предмета), рефлексивность (обращённость познания не только на предметы исследования, но и на методы, с помощью которых это исследование осуществляется).

Нередко в качестве критериев научности знания называют те, которые связаны с какой-то отдельной наукой, группой наук, целой отраслью науки, которые сложились в тех или иных локальных научных пределах и в них функционируют. Отсюда: математический идеал научности, физический идеал научности.

Научное познание существует в основных формах, представляющих собой способы его выражения в языке и указывающих на степень общности и достоверного выражаемого знания.

Выделяют следующие формы научного знания. Проблема – совокупность положений, фиксирующих «знание о незнании», т.е. невозможность непосредственного усмотрения к.-л. связей и отношений. Проблемы могут быть зафиксированы как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Научный факт – это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения. Методами установления факта являются наблюдение, эксперимент и описание. Гипотеза – это предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств, определенных отношений. Теория – это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; это система суждений и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и осуществляющих научное предвидение.

Научное познание следует отличать от паранаучного, специфика которого – в сомнительном статусе самого предмета исследований. Паранаука изучает закономерности, существование которых не доказано. Примеры – нумерология, астрология, уфология, парапсихология и т.п. Существуют также дисциплины, извращенно трактующие реальные процессы – лженауки. Так, евгеника стремится создать ложную теорию селекции человека как биологического вида.

Человеческое мышление представляет собой сложный познавательный процесс, включающий в себя использование множества различных приемов, методов и форм познания.

Под приемами мышления и научного познания понимаются общелогические и общегносеологические операции, используемые человеческим мышлением во всех его сферах и на любом этапе и уровне научного познания. Приемы мышления характеризуют общую направленность хода мысли на том или ином этапе познавательной деятельности (от общего к частному, от конкретного к абстрактному).

Методами называют более сложные познавательные процедуры, которые включают в себя целый набор различных приемов исследования. Метод – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Метод характеризуется тремя аспектами: предметно-содержательным, операциональным, аксиологическим. Предметная содержательность метода состоит в том, что в нем отражено знание о предмете исследования; метод основывается на знании, в частности, на теории, которая опосредует отношение метода и объекта. Предметная содержательность метода свидетельствует о наличии у него объективного (объектного) основания. Операциональный аспект указывает на зависимость метода уже не столько от объекта, сколько от субъекта. На формирование правил-предписаний оказывают существенное влияние уровень научной подготовки специалиста, его умение перевести представления об объективных законах в познавательные приемы и т.д. Аксиологический аспект метода выражается в степени его надежности, экономичности, эффективности.

Методы научного познания можно подразделить на три группы по степени общности:

1) Специальные методы применимы лишь в рамках конкретных наук. Их объективной основой являются соответствующие специально-научные законы.

2) Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Их объективной основой являются общеметодологические закономерности познания, которые включают в себя и гносеологические принципы. Примерами могут служить методы эксперимента, наблюдения, моделирования, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т.д.

3) Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека с учетом их специфики. Их объективной основой выступают общефилософские закономерности понимания окружающего нас мира, самого человека, его мышления и процесса познания и преобразования мира человеком. К этим методам относятся философские методы и принципы мышления, в т.ч. принцип диалектической противоречивости, принцип историзма.

Приемы научного мышления.

Анализ и синтез. Анализ – это прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез – прямо противоположная операция, заключающаяся в объединении ранее выделенных частей в целое и с целью получить знание о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое.

Абстрагирование и идеализация. Обобщение. Абстрагирование есть процесс мысленного выделения, вычленения отдельных интересующих нас в контексте признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления при одновременном отвлечении от других свойств, признаков, отношений, которые в данном контексте несущественны. Когда мы абстрагируем некоторое свойство или отношение ряда объектов, то тем самым создается основа для их объединения в единый класс. По отношению к индивидуальным признакам каждого из объектов, входящих в данный класс, объединяющий их признак выступает как общий. Обобщение – это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности. Образуется т.н. идеальный объект, которым может оперировать теоретическое мышление при познании реальных объектов.

Индукция и дедукция. При использовании индукции мысль движется от знания частного, знания фактов к знанию общего, знанию законов. В основе индукции лежат индуктивные умозаключения. Они проблематичны и не дают достоверного знания. Такие умозаключения наводят (отсюда и термин: индукция – наведение) мысль на открытие общих закономерностей, обоснование которых позже дается иными способами. Дедукция является приемом противоположной направленности. В дедуктивном умозаключении движение мысли идет от знания общего к знанию частного. В специальном смысле слова дедукция обозначает процесс логического вывода по правилам логики. В отличие от индукции, дедуктивные умозаключения дают достоверное знание при условии, что такое знание содержалось в посылках. Индукция и дедукция в познании органически связаны.

Аналогия. При аналогии на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигают предположение об их сходстве и в других отношениях. Вывод по аналогии также проблематичен, как и в индукции, и требует своего дальнейшего обоснования.

Методы эмпирического исследования.

Наблюдение. Измерение. Наблюдение является исходным методом эмпирического познания. Наблюдение – это целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление; в ходе наблюдения мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта. Познавательным итогом наблюдения является описание – фиксация средствами языка исходных сведений об изучаемом объекте. Наблюдение далеко не пассивно, оно имеет свои активные стороны – целенаправленный характер наблюдения и избирательность, а также его теоретическая обусловленность. Наблюдение в самом общем виде подразделяется на качественное и количественное. Количественное наблюдение называется измерением. Измерение – это процесс определения отношения одной измеряемой величины, характеризующей данный объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. В основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Чтобы осуществить такое сравнение, необходимо иметь определенные единицы измерения, наличие которых дает возможность выразить изучаемые свойства со стороны их количественных характеристик. Сравнение также может использоваться и вне связи с измерением – в биологии или языкознании неизмерительные сравнительные методы играют большую роль.

Моделирование. В основе этого метода лежит заключение по аналогии.  Моделирование – это такой метод исследования, при котором интересующий нас объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. Первый объект – оригинал, второй – модель. Знания, полученные при изучении модели, распространяются на оригинал на основании аналогии и теории подобия.

Эксперимент. Эксперимент, как и наблюдение, является базисным методом на эмпирическом уровне познания. Эксперимент – это активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент является связующим звеном между теоретическим и эмпирическим этапами и уровнями научного исследования. Его замысел всегда опосредован предварительным теоретическим знанием, а результаты требуют обязательной теоретической интерпретации. Важной особенностью эксперимента является также его принадлежность как сфере познания, так и сфере человеческой практики. Выделяются следующие виды эксперимента:

1) исследовательский или поисковый, направленный на поиск новых, неизвестных ранее науке явлений; 2) проверочный или контрольный; 3) воспроизводящий; 4) изолирующий. Эксперименты также подразделяются на качественные и количественные, а кроме того – по области применения (физический, биологический). Особой формой эксперимента является мысленный эксперимент. При мысленном эксперименте условия его проведения являются воображаемыми, но жестко подчиняются правилам логики и законами науки.

Методы теоретического исследования.

Формализация. Формализация заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов.

Аксиоматический метод. При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства. Эти положения называются аксиомами или постулатами. Затем из них по определенным правилам строится система выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию. Начало этому методу положила евклидова геометрия. Однако аксиоматический метод построения формализованных систем ограничен. Его границы показывает теорема К. Гёделя о принципиальной неполноте достаточно развитых формальных систем. Гедель показал, что невозможно построить такую формальную систему, множество выводимых (доказуемых) формул которой охватило бы множество всех содержательно истинных утверждений теории, для формализации которой строится эта формальная система. Эта теорема показывает также, что невозможно решить вопрос о непротиворечивости таких систем их же собственными средствами.

Гипотетико-дедуктивный метод. В рамках этого метода начала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется  и конкретизируется.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Применяя его, исследователь вначале находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.

Исторический метод. Применяется при исследовании сложных исторически развивающихся и даже уникальных объектов. В основе этого метода лежит изучение реальной истории в ее конкретном многообразии, выявление исторических фактов и на этой основе такое мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором раскрываются закономерности его развития.

Логический метод выявляет эту закономерность, раскрывая ее объективную логику на высших стадиях развития исторического процесса. Объективной основой такого способа исследования является следующая особенность сложных развивающихся объектов: на высших стадиях развития они сжато воспроизводят в своей структуре и функционировании основные черты своей исторической эволюции.